Вот уже продолжительное время актюбинцы не могут, как раньше, полететь в соседнюю страну без пересадок. Приходится добираться через Атырау, Актау, Оренбург и другие города, что сильно бьет по карману пассажиров. Как так вышло, что крупнейший регион, который имеет аэропорт с международным статусом, остался без авиаперевозок с Россией, узнавал репортер @aktobe_times
Артур САЙЫН
Уже больше года в Актобе никак не наладят прямого авиасообщения с городами России. Актюбинцы жалуются, что полеты в соседнюю страну стали не только занимать больше времени, но и оказались значительно дороже. К примеру, раньше, чтобы добраться до той же Москвы понадобилось бы всего около 2 часов. Сейчас же в Казахстане для актюбинцев ближайшим местом, откуда можно добраться до столицы РФ, стал Актау. С учетом пересадок и ожидания, полет займет около 8 часов.
Еще пару лет назад в будний день прямой рейс до Москвы стоил около 40 тысяч тенге (по свидетельствам актюбинцев). А сейчас, судя по ценам на онлайн-сервисах, полет с пересадками будет стоить как минимум 100 тысяч тенге.
Эта ситуация вызвала интерес у редакции «АТ», которая решила выяснить, как сегодня в целом живет международный аэропорт Алии Молдагуловой, какие рейсы здесь осуществляются, почему некоторые из них исчезли и каковы перспективы их возвращения. А также, какие новые направления будут нам доступны в ближайшее время. Обо всем этом мы поговорили с начальником коммерческого отдела аэропорта Жарасом Ергазиным.
- Куда сегодня из Актобе можно попасть на самолете?
- Сейчас у нас есть 11 направлений, из них 6 внутренних и 5 международных. Из внутренних - это Астана, Алматы, Актау, Атырау, Туркестан и Шымкент, - говорит Жарас Ергазин. - Из 5 международных – это Стамбул, Анталья, Шарм-эш-Шейх, Доха и Пхукет. Пхукет и Анталья у нас сезонные.
- Какие у нас самые популярные направления?
- Летом, конечно, это Анталья: до 9 рейсов в неделю, и все они полные. Среди внутренних Астана и Алматы у нас всегда рядом идут.
Лучше, чем до пандемии
Серьезный удар по авиаотрасли, несомненно, нанесла пандемия по всему миру. Хотя и на какое-то время (особенно в период ЧП) ряд рейсов были остановлены, а в последующем сокращены, многие из них после ослабления карантинных ограничений быстро восстановили. Причем в Актобе с каждым годом количество авиапассажиров становится больше, даже до пандемии не было таких показателей.
- В этом году мы на 30% больше обслужили пассажиров по сравнению с прошлым и ожидаем пассажиропоток на уровне 1 миллиона, - продолжил Жарас Ергазин. - В 2023 году мы обслужили 906 тысяч человек. В период «ковида» у нас было 362 тысячи, а уже в 2021 году – 748 тысяч, считайте сразу в два раза идет рост. Аэропорт до пандемии никогда не обслуживал больше, чем 500 тысяч человек.
- С чем связываете такой бурный рост?
- Это открытие новых направлений, и внутренние рейсы увеличиваются. Напри мер, в Астану если у нас было ранее 25 рейсов в неделю, то сейчас уже 33. И в Алматы если было 16, то на сегодняшний день до 23, - отметил собеседник.
Сегодня, по словам Ж. Ергазина, в аэропорту осуществляют рейсы такие казахстанские компании, как Air Astana, FlyArystan, Scat, Qazaq air. Из иностранных – это турецкая Turkish Airlines, и буквально недавно перевозки стала осуществлять египетская компания Air Cairo.
А с Россией как?
Ситуация с прямыми рейсами в Россию сильно осложнилась после начала войны в Украине. Некоторые маршруты в Актобе по инициативе авиакомпаний северного соседа были остановлены.
Некоторые, как в случае с Казанью, прекращены из соображений безопасности. В апреле украинские дроны атаковали инфраструктурные объекты Татарстана – здание в особой экономической зоне «Алабуга» в Елабужском районе и нефтеперерабатывающий завод «Танеко» в Нижнекамске. После этого компания Qazaq Air, осуществлявшая полеты из Актобе, приняла решение остановить авиасообщение.
- В Казань у нас были рейсы в 2021 году, выполняла Qazaq air. По некоторым причинам они прекратили полеты на время, а в этом году восстановили. Один рейс был выполнен, но, к сожалению, после этого пришлось закрыть: там были опасения после атаки дронов, - объясняет Жарас Ергазин. - Пассажиропоток был хороший, мы сейчас ожидаем возобновления. Авиакомпания сказала, что не закрыла рейс, а вернется позже.
Что касается столицы России, то раньше из Актобе в московский аэропорт Шереметьево тоже можно было попасть напрямую, причем продолжительное время рейсы осуществляла крупнейшая компания «Аэрофлот».
- Из Москвы ранее самолеты летали 6 раз в неделю в Актобе. После «ковида» стала летать дочка «Аэрофлота» – «Россия». Она у нас отлетала с апреля 2022 года до июня 2023 года. У них тоже в Казахстан полетная программа была полностью сокращена, - отметил Ж. Ергазин.
Правда, маршруты «Россия» останавливала в ряде городов Казахстана. И только в этом году компания вернулась, но пока только в Костанай в апреле и с июня в Алматы.
Помимо них, в Актобе хотела осуществлять рейсы и компания Red Wings. В 2022 году планировалось, что самолеты из аэропорта Жуковский будут летать в Актобе. Позже сообщали, что компания отменила свое решение. Но потом, осенью 2023 года, представители актюбинской воздушной гавани заявляли, что компания все-таки начнет полеты летом 2024 года. Уже заканчивается июль, но в Москву попасть из Актобе так и не получается.
Да Red Wings хотела летать, они открывали даже продажи билетов, но у них проблемы были с самолетами, насколько нам компания сама сказала, и пришлось закрыть рейсы, - говорит наш собеседник. - Потом было официальное письмо от Red Wings, они сказали, что планируют открывать рейсы этим летом, мы пока в ожидании. Маршрут открыть, знаете, очень сложно, нужно столько всего пересчитать, это дорогое удовольствие.
Когда же все-таки из Актобе в Россию появятся прямые рейсы, пока говорить сложно, но представители аэропорта отмечают, что работают над этим:
- Мы со всеми компаниями на связи, но вы знаете, немного сложно у россиян с самолетами, не хватает бортов. Мы хотим восстановить и Москву, и Казань.
При этом, как отмечает представитель аэропорта, убытков из-за остановок рейсов в Россию нет.
- Фактически у нас даже если и закрылась Россия, пассажиропоток либо рейсы не сократились, за счет внутренних и международных (перевозок), - отметил Жарас Ергазин.
Кстати, еще лет 10 назад из Актобе можно было полететь в Оренбург. Возвращать это направление пока не планируется, поскольку еще тогда этот рейс популярности не снискал: расстояние короткое, а билеты ощутимо дорогие.
Узбекистан и Китай станут доступны актюбинцам
В перспективе, в аэропорту хотят внедрить прямые полеты в Узбекистан и Китай. Что касается внутренних рейсов, планируется осуществлять рейсы в Усть-Каменогорск.
В самом аэропорту несмотря на то, что его хотят перенести, планируют реализовать ряд крупных проектов. Аэропорт станет крупным логистическим хабом.
- Аэропорт станет международным хабом, мы сейчас реализуем три проекта. Строительство почтового и складского терминалов, собираемся расширять топливный склад, - отметил Жарас Ергазин.
Также здесь будет создана специальная экономическая зона.