Фото gosuslugi.ru
Фальшивые QR-коды и пустые посылки, лжесотрудники КНБ и банков: полиция предупреждает о новых схемах обмана, которыми не гнушаются преступники.
В редакцию «АТ» обратилась пенсионерка Зинаида Александровна. В последнее время её всё чаще беспокоят звонки с неизвестных номеров: мошенники представляются банковскими сотрудниками, просят продлить срок действия SIM-карты или получить заказное письмо, запрашивая при этом личные данные и коды.
- Эти аферисты хуже коронавируса! Звонят со всех сторон и пытаются выведать мои данные. То под одним предлогом, то под другим. Уже не знаю, кому доверять! Завтра мои последние накопления снимут, и на похороны не хватит! - переживает женщина.
Журналисты «АТ» обратились к начальнице отдела киберпола Департамента полиции Галине Стырличук. Она рассказала о текущей ситуации с интернет-мошенничеством и дала ценные советы, следуя которым, можно защитить себя от преступников.
С начала текущего года в Актюбинской области зарегистрировано 676 уголовных дел, связанных с интернет-мошенничеством. Общий ущерб превышает 1 млрд тенге.
- Благодаря сотрудничеству с Национальным банком, разработана и внедрена антифрод-система, которая позволяет оперативно проверять подозрительные транзакции и возвращать потерпевшим их средства. С августа нам удалось вернуть более 18 миллионов тенге, - сообщила Галина Стырличук.
- Ведётся ли статистика по возрасту и другим характеристикам потерпевших?
- Да, мы ведем статистику по полу и возрасту пострадавших. В основном жертвами становятся женщины, особенно домохозяйки, а также те, кто находится в декретном отпуске, или безработные. Среди пострадавших есть пенсионеры 74 и 84 лет, а основная возрастная категория - от 35 до 60 лет. А дропперы - чаще всего молодые люди, учащиеся.
- Могли бы вы пояснить, кто такие дропперы?
- В схеме мошенничества, дроппер - это человек, который продаёт свою платёжную систему и выступает посредником для перевода или получения незаконных средств.
- Дропперы понимают, что участвуют в мошенничестве, или действуют несознательно?
- Чаще всего они не осознают, что их данные могут использовать для преступных целей. Молодым людям через telegram-каналы предлагают подработку - за час можно заработать 10-30 тысяч тенге. Это кажется простым и безопасным, и многие не задумываются о последствиях. Так, с марта полиция выявила 622 дроппера. Против них подаются иски по статье №953 Гражданского кодекса о незаконном обогащении, решения по которым принимаются судами в пользу потерпевших.
- Оказывается ли какая-то помощь жертвам мошенничества?
- Мы ежедневно встречаемся с потерпевшими, предоставляем информацию о ходе их дел и помогаем подавать иски. Если у человека финансовые трудности, предоставляем бесплатного юриста или адвоката. Также, если необходима психологическая помощь, мы направляем запрос в акимат, чтобы организовать и её, в том числе.
- А что делать, если на жертву уже оформлен кредит? Сколько времени есть на аннулирование или возврат средств?
- Очень важно, чтобы потерпевшие обратились к нам как можно раньше, поскольку многие приходят с заявлением спустя месяцы, или даже год после инцидента. Антифрод-система позволяет быстро находить и возвращать средства, если потерпевшие обращаются к нам незамедлительно.
Частые схемы мошенничества и советы полиции
По словам представителя киберпола, одним из самых распространённых методов обмана остаётся схема с так называемой «службой безопасности банка». Мошенники звонят гражданам, представляясь сотрудниками банка или КНБ. Помимо прочего, появилась схема, когда жертве приходит фиктивная посылка или заказное письмо, для получения которых требуется продиктовать код.
- Одной из очередных уловок являются звонки от «знакомого» через WhatsApp или сообщения, в которых говорится о том, что жертве в скором времени позвонят из КНБ и просят предоставить им полную информацию. Человек пугается и начинает взаимодействовать с мошенником, в результате чего может оформить до 5 кредитов. Спустя 10-20 дней пострадавший осознаёт, что сообщения от «знакомого» на самом деле не было, и остаётся с долгами, - поясняет начальница отдела.
Также она отметила, что с августа были внесены изменения в закон «О банках и банковской деятельности» (ст. 35 п. 15). Благодаря этим изменениям в случае таких инцидентов банки могут приостановить выплаты по кредитам и вознаграждениям до установления подозреваемых.
- Хотелось обратиться к гражданам. Сейчас идут многочисленные акции для покупки зимних шин, например, или запчастей для машин в Kaspi-магазине. Убедитесь для начала, что за ИП, что за продавец, который предлагает вам тот или иной товар. Сразу не подтверждайте QR-коды, не берите кредиты, делайте это только после того, как проведёте полную проверку.
Также напоминаю актюбинцам: если вам приходит СМС от номера 1414 и звонок, где говорится, что сейчас к вам придёт курьер с посылкой, но для этого нужно продиктовать СМС-код - не доверяйте подобным сообщениям. К вам никто не придёт с почты или с Kaspi-магазина и не позвонит. Необходимо быть внимательным, не скачивайте неизвестные приложения, не ведите разговоры с непонятными лицами, - добавила Галина Стырличук.
Отметим, что на сайте электронного правительства существует функция «Добровольный отказ от получения банковских займов, микрокредитов», которая позволяет гражданам отказаться от кредитов на бессрочный период. Для этого необходимо подать заявку на досрочное прекращение оказания услуги на портале egov.kz.