Фото i.pinimg.com
Международная команда исследователей из Норвегии, Финляндии и Нидерландов обнаружила, что генетика может играть роль в том, какие профессии выбирают люди. Результаты масштабного исследования опубликованы в журнале Nature Genetics.
Учёные проанализировали данные более 463 тысяч человек из трёх стран и сопоставили генетические особенности участников с их образованием и профессиональными интересами. Оказалось, что направление обучения и будущая специальность частично зависят от наследственных факторов.
"Мы нашли 17 генетических вариантов, связанных с выбором образовательного направления. В среднем наследуемость этой особенности составляет около 7 процентов", – говорится в статье.
При этом учёные подчёркивают: речь не идёт об уровне образования – то есть не о том, насколько человек "умён" или сколько лет он учился, а именно о выборе области интересов.
Анализ показал, что генетические различия проявляются между теми, кто склонен к техническим наукам, и теми, кто выбирает социальные или гуманитарные дисциплины. Условно это можно назвать осью "техническое – социальное" и осью "практичное – абстрактное".
Например, гены, чаще встречающиеся у людей, изучающих инженерное дело, естественные науки и математику, отличались от тех, что чаще встречаются у специалистов в сфере образования, здравоохранения или искусства.
Исследователи также отметили, что генетические корреляции частично совпадают с особенностями личности: технические направления чаще связаны с более высоким уровнем когнитивных способностей и аналитическим складом ума, тогда как социальные и гуманитарные — с эмпатией и общительностью.
В публикации говорится, что эти результаты помогают понять, как наследственные факторы формируют не только уровень достижений, но и "горизонтальные" различия в интересах — то, какие области знаний человеку ближе.
Авторы подчёркивают, что генетика не определяет судьбу. На выбор профессии продолжают влиять воспитание, социальная среда, доступ к образованию и личная мотивация.
Казахстанский врач и специалист генетической лаборатории TreeGene Мадина Элиасова также считает, что гены — лишь часть уравнения.
"Многие спорят: можно ли "воспитать" талант? Современные данные показывают, что генетика действительно имеет значение, но не на сто процентов. Кто-то говорит о 30 процентах, кто-то — о 60 процентах. Остальное зависит от среды, воспитания, обстоятельств и, возможно, даже случайности", — отметила она.
По словам Элиасовой, гений — это сочетание множества качеств, которое встречается крайне редко.
"Нельзя "штамповать" гениев — это не фабрика. Даже у талантливых родителей дети могут быть просто умными, но не выдающимися. Талант — это исключение, а не правило", — объяснила эксперт.
По словам Мадины Элиасовой, в генетических лабораториях сейчас могут подготовить так называемый генетический паспорт. Он оценивает потенциал развития умственных способностей ребенка, когнитивных способностей, памяти, эмпатии, а также потенциал формирования отдельных профессиональных навыков, к примеру способность к иностранным языкам или математические способности.
Для того чтобы выявить этот потенциал, генетики изучают особые маркеры и гены предрасположенности. Можно оценить когнитивные способности по градации от низких, средних до высоких. Также можно оценить память, способность накапливать, сохранять и воспроизводить знания и навыки. Оцениваются общие способности к обучаемости и эмоциональный интеллект, эмпатия, стрессоустойчивость, стремление к новизне.
В результате по сумме этих факторов можно оценить предрасположенность к различным видам профессий. Можно заранее понять, будет ли ребенок предрасположен к таким сферам, как бизнес и менеджмент, финансово-экономическое направление, научно-образовательное направление, юридическое направление, гуманитарно-социальное направление, техническое направление или медицинское направление.
Авторы исследования из Норвегии, Финляндии и Нидерландов считают, что геномные данные способны пролить свет на то, почему люди выбирают разные жизненные пути, и как биология, среда и социальные факторы взаимодействуют при формировании личности.


