«Мы живём в стране, где экономят на больных?!» Так актюбинцы отреагировали на решение Минздрава исключить из списка препараты, которые выдают бесплатно в рамках ОСМС и ГОБМП. Их аналоги с трудом можно будет найти, население будет покупать жизненно необходимые препараты за свой счет, нагрузка на медиков вырастет, считает эксперт.
В сентябре в окончательной редакции приказа министра здравоохранения уже исключили множество наименований лекарственных средств, которые выдавали населению с самым широким спектром заболеваний. Но на этом экономия не заканчивается: тем же приказом предусмотрен отказ с 1 января 2025 года от еще ряда препаратов. Среди них лекарства для сердечников, гипертоников, эпилептиков, диабетиков, больных, страдающих почечными заболеваниями, и другие.
К примеру, казахстанцам перестанут выдавать Прегаболин, Фуросемид, Ивабрадин, Эмтрицитабин, Прегабалин, Валганцикловир, Эверолимус, Карведилол и массу других. Полный список препаратов, которые хотят исключить, можно увидеть в приказе Министра здравоохранения Республики Казахстан от 5 сентября 2024 года, № 71.
Как отреагировали актюбинцы?
В октябре вице-министр здравоохранения посетил Актобе с рабочим визитом. Тогда Тимур Султангазиев подтвердил, что Минздрав таким образом хочет сэкономить бюджетные средства, но заверил, что пациентам предоставят аналоги этих медикаментов.
По каждому из диагнозов имеется другое лекарственное средство, аналог, которое имеет соответствующую доказанную основу, но в то же время даст дополнительные возможности и ресурсы для системы здравоохранения, чтобы охватить большое количество людей. Это в том числе в целях экономии, но не для экономии на пациентах, а для того, чтобы охватить большее количество нуждающихся пациентов, - сказал Тимур Султангазиев во время пресс-конференции.
Журналисты напомнили вице-министру, что казахстанцы часто жалуются на эти самые аналоги. Они не всегда работают, как нужно, да и зачастую приводят к побочным эффектам.
- Здесь необходимо работать непосредственно с врачом, который назначил данный препарат. Есть так называемые желтые карточки: если препарат не работает, нет предполагаемого эффекта, врач должен пересмотреть данный препарат. Или, если имеются побочные эффекты, то через желтые карточки передавать в комитет медфармконтроля (информацию), - сказал Султангазиев.
Актюбинцы ожидаемо оказались не рады таким новшествам. В комментариях под этой новостью практически ни одного положительного отзыва.
«Вообще обнаглели экономить на лекарствах. Может, пора вас, чиновников, в количестве уменьшить и ваши зарплаты, и вы увидите, какая большая сумма пополнит бюджет», - пишет читатель под ником ma.rusia738.
«Интересно, на основании чего врач может пересмотреть и заменить недействующий аналог и заменить его, если в утверждённом списке не будет необходимого лекарства?» - спрашивает sakejani.
«То есть, другими словами, эти аналогичные препараты не что иное, как испытание на больных. Тестируемые препараты для больных», - считает arinasugurova2.
«Мы в экологически неблагополучной области живём. Нам должны даже молоко бесплатно выдавать, не то, что лекарства. И в санатории путевки», - поделилась holodnoeserdze80.
«Мы живём в стране, где экономят на больных?» - пишет rsaldinov240996.
Кто придумал?
Директор филиала Ассоциации семейных врачей Казахстана, отличник здравоохранения РК Татьяна Острецова считает, что Минздрав необоснованно решил избавиться от ряда лекарств, которые давно имеют доказанную эффективность в лечении ряда заболеваний. По ее словам, такое решение принимали в одностороннем порядке без учета мнений независимых экспертов и организаций.
Есть очень много вопросов к приказу, - говорит Татьяна Петровна. - Во-первых, надо сказать, что формулярная комиссия, которая существовала до недавнего времени и которая утверждала все эти списки, была распущена. И в новом составе формулярной комиссии отсутствуют представители не только неправительственных профессиональных организаций, но и представители пациентских организаций. То есть, сейчас отстаивать интересы того или иного препарата некому, работают только люди, которые представляют интересы и министерства, и другие подвластные структуры.
Привычные лекарства за свой счет
По словам эксперта, раз Минздрав решил исключить десятки препаратов, он должен был бы подготовить и списки с аналогами. А такой информации нигде нет. В таком случае аналоги придется подбирать зачастую методом проб и ошибок. Пациенты, как говорит Татьяна Острецова, скорее пойдут на покупку привычных лекарств за свой счет, чем будут бесплатно получать малоизвестные аналоги.
- Нельзя исключить и определённые психологические моменты, когда им будет казаться, что этот препарат хуже, потому что привыкли к какому-то другому. Кто будет с этим специально разбираться? В каждой медицинской организации должны быть клинические фармакологи, которые должны заниматься рассмотрением этих вопросов. Это же не одному человеку замена нужна, речь идет о сотнях людей. Придется проводить специальные исследования, а они обычно не оплачиваются. Скорее всего, никакого научного подхода не будет. Поэтому с трудом представляю себе, что из этого получится. Скорее всего, пациентам придется покупать за свой счет те препараты, к которым они привыкли.
А есть такие препараты, аналогов которым практически нет. Эксперт привела в пример два из них. Один применяется для лечения преддиабета, другой в качестве противосудорожного.
- К примеру, взять Метморфин. Ранее была проведена большая работа, был создан клинический протокол по этому препарату – впервые кстати, на территории стран СНГ, - говорит Татьяна Петровна. - Этот препарат было рекомендовано включить в список лекарств для больных, страдающих преддиабетом. Но сейчас этот препарат исключен данным приказом. Дело в том, что профилактические мероприятия для предотвращения развития диабета в основном сводятся к различным рекомендациям по диете, режиму и прочее. Но зная, так сказать, ленивый характер нашего населения, зачастую эти меры мало срабатывают. Этот препарат в общем-то решал проблему профилактики развития диабета 2-го типа.
Второй препарат – Прегаболин, применяется для лечения ряда неврологических заболеваний, он также используется для обезболивания онкобольных. Последние теперь его лишатся.
- Мы столько лет боролись, чтобы его ввели в список, и люди не успели еще испытать прелести этого препарата, а его уже хотят исключать, - продолжила эксперт. - Этот препарат антиконвульсант, то есть противосудорожного действия, который в паллиативной помощи использовался для лечения больных с нейропатической болью. Такая боль очень часто встречается особенно у онкологических больных (чаще чем в 50% случаев). И зачастую, даже используя сильные опиоиды, не удается ее купировать без назначения вспомогательных препаратов, которые усиливают действие основного лечения. К таким, в частности, относится Прегаболин, который из этой линейки признан лучшим во всем мире, это доказано многими исследованиями. Известно, что больные, которые нуждаются в паллиативной помощи, очень часто находятся в тяжелых материальных условиях, родственники связаны болезнью родного человека, не могут работать, сам больной не работает. Основная масса просто этот препарат покупать не сможет. А его назначение предполагает длительное использование. На этих двух примерах можно увидеть, что замена не представлена, и как решать эти проблемы, непонятно.
К слову, Метформин (1000 мг) в актюбинских аптеках продают от 2 500 до 7 000 тенге. Прегаболин (175 мг) - от 12 000 до 15 000 тенге.
Нагрузка на врачей
Практика выписывать желтые карточки на неработающие препараты или выдающие нежелательные реакции существует давно. Но сам факт того, что вице-министр напомнил о ней в контексте замены ряда препаратов на аналоги, вызывает вопросы. Выходит, в министерстве понимают, что будут проблемы?
- Если на каждый препарат будут выписывать так называемые желтые карточки, то врачи только и будут заниматься этим, это лишняя нагрузка на них. И, видимо, заведомо уже предполагается, что те препараты, которые будут идти на замену, будут худшего качества. Если бы сказали, что эти препараты будут, допустим, дешевле, но лучшего качества, и будут представлять лучшие фирмы-производители - это один вопрос. Но когда уже заранее планируется, что будет необходимость в оформлении желтых карточек, это говорит о том, что никто ничего хорошего от этой замены не ждет, - комментирует Татьяна Петровна.
Экономьте на другом!
По мнению эксперта, значительное количество средств Минздрав мог сэкономить, отказываясь от излишних медицинских исследований и сомнительных практик.
- Никто этим вопросом не занимается и не просчитывает, нужно ли каждому больному делать, к примеру, КТ, МРТ и прочие дорогостоящие процедуры, когда зачастую можно обойтись банальной рентгенографией. Опять же, для чего человеку проводить инфузионную терапию, которую так любят в дневных стационарах: пачками людей отправляют на капельницы. С целью профилактики неизвестно чего. Что, кстати, может оказать губительное влияние на здоровье. Если человек ест, пьет, ходит, капельница ему не нужна. Другое дело, если это реанимация, ему нужна срочная помощь или нужно ввести препарат, который иным способом не вводится.
По лекарствам, я считаю, должна быть более продуманная политика, потому что лекарства — это очень важная часть нашей жизни. Особенно у людей старшего возраста: когда и доходов меньше, а затраты на них с каждым годом возрастают, - заключила Татьяна Острецова.