Казахстанский ученый Акылжан Телеуов полагает, что вероятность восстановления уровня воды в море за счет нового паводка «очень маленькая». Из-за осушения водоема погибнет огромное количество рыбы. Исчезнуть могут и лесные массивы, которые защищают Актобе от пыльных бурь. Напомним, местный филиал РГП «Казводхоз» принял решение спустить воду из Актюбинского моря до минимального уровня – 55 млн кубометров. При том что рассчитано водохранилище на 245 млн кубометров.
- Есть такое понятие - мёртвый уровень у любого водоёма, ниже которого нельзя опускаться, - говорит Акылжан Телеуов, кандидат биологических наук, доцент факультета естествознания Жубановского университета. - Я не гидролог, и мне трудно говорить точно, но я сталкивался с подобными последствиями. А какие могут быть последствия? Возможно, вся биологическая жизнь просто замёрзнет: рыбы, их кормовая база, разнообразные микроорганизмы. Так как воду спустили фактически перед заморозками. Если будет суровая зима, то я предполагаю, что вся живность замёрзнет, просто-напросто войдёт в лёд! Выживут лишь те организмы, кто приспособился к жизни в придонном слое, а это очень малый процент, передает Актобе Таймс.
За перелетных птиц Акылжан Телеуов не переживает. Потому что вот уже много лет на Актюбинском море они не гнездятся, и даже маршруты птиц не пролегают над морем.
- Большая часть берегов замусорена, и поэтому там в основном группируются наши городские обитатели – вороны, сороки.
По мнению биолога, после осушения моря пострадают жители ближайших поселков:
- У нас все жилые массивы подпитываются за счет грунтовых вод и недр. Подпитка идёт за счет того, что водная поверхность выдавливает грунтовые воды на доступные уровни для деревьев. В итоге мы будем наблюдать, что в посёлках, зависящих от колодезной воды, придётся копать глубже. Наши растения, благодаря своему видовому составу, существуют, потому что берут воду из верхних слоёв. Это не саксаул, который корнями может уходить глубоко. Одним словом, мы можем потерять лесные массивы, которых у нас и так почти нет. Мы же их не поливаем ведрами, они сами берут воду откуда надо. На карте вы видите, что почти все лесные массивы располагаются в нижней части города, вблизи водоёма.
На вопрос: сможет ли паводок 2025 года восполнить потерянные объемы моря, Телеуов отвечает:
- Вероятность очень маленькая. Паводок бывает раз в семь лет, в лучшем случае. А исходя из того, что сейчас наблюдается аридизация (уменьшение влажности): в воздухе нет влаги, - соответственно, нет и снега. Идёт процесс опустынивания. У нас с каждым годом снижается влажность, а она идёт на формирование снежного покрова. Это в целом глобальная проблема, которая связана с потеплением климата. Важный вопрос состоит вот в чём: если не будет должного объёма воды, то с обнаженного дна начнет разноситься пыль. Если вы посмотрите на розу ветров, то большой объем ветра и пыли идет с юга и юго-востока. Но к нам эта пыль почти не доходит, так как из-за зеркала воды её объём снижается, а лесные массивы сдерживают ветер с юга.
Мы пока мучаемся запахом полигона. Завтра, вполне возможно, будем мучаться уже другими проблемами: пыль и запахи пойдут с обнаженного водоёма. Многовековые отложения начнут высыхать на солнце, что повлечёт за собой зловоние.
На вопрос о том, куда ушел колоссальный объем воды, спущенный из моря, Акылжан Телеуов отвечает так:
- Он уходит в Россию. Они сбросили с плотины воду, а она по Илеку ушла в Россию. Илек - это приток Урала. И сейчас у них должна быть хорошая ситуация. А если у них есть плотины, то поздравляю их! Вода - это ограниченный ресурс, и мы должны её собирать. У наших соседей из Оренбурга есть плотины. Они уже эту воду не отпустят. У них стоят металлургические заводы, различные сельскохозяйственные угодья. И все это богатство им пришло.