Казахскоязычные приложения для детей разработали в Актобе

В Актобе разработаны первые казахскоязычные инновационные мобильные приложения для детей с особыми образовательными потребностями – «Сауатты бала» и «Дыбыстар әлемі».

Данная инициатива реализована под эгидой Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан в рамках грантового финансирования на 2023–2025 годы командой ученых Актюбинского регионального университета имени К. Жубанова.

 За последние годы количество детей с особыми образовательными потребностями в Актобе значительно возросло: в 2023 году зафиксировано 8 091 ребенок, к 2025 году их число выросло до 9 774. Это привело к увеличению нагрузки на специалистов и повысило потребность в доступных цифровых ресурсах на казахском языке. В ответ на этот спрос были разработаны новые мобильные приложения.

Проект, возглавляемый кандидатом педагогических наук, доцентом М. Н. Есенгуловой, нацелен на создание комфортной образовательной среды для детей, обучающихся на дому, с ограничениями по здоровью или низкими уровнем социализации. Главная задача заключается в разработке современного контента на казахском языке для развития речевых, когнитивных и коммуникативных навыков детей.

В результате были разработаны мобильные приложения «Сауатты бала» и «Дыбыстар әлемі», которые полностью оснащены логопедическими упражнениями, игровыми заданиями, визуальными и аудиоматериалами. Экспериментальный период показал, что эти инструменты не только облегчают работу педагогов, но и обладают высокой эффективностью в развитии речевых навыков детей. В ходе апробации, в которой приняли участие воспитанники специального детского сада «Акбота» и Центра речи, было выявлено, что у детей значительно улучшился словарный запас, артикуляционные навыки, понимание инструкций и связная речь.

Доступность качественного контента на казахском языке стала большой поддержкой для родителей, которые теперь могут систематически проводить коррекционно-развивающую работу дома. По мнению педагогов, приложения дали новый импульс цифровизации инклюзивного образовательного процесса.