
Главы нескольких крестьянских хозяйств Актюбинской области требуют разрешить охоту на сайгаков. Сельхозники жалуются, что животные, которые недавно находились на грани вымирания, сильно размножились. Якобы бесчисленные стада начали вытаптывать пашни и поедать урожай. Крестьяне подсчитывают ущерб и заявляют, что он составляет несколько десятков миллионов тенге, пишет @aktobe_times
- На данный момент поступают жалобы от 13 крестьянских хозяйств в Айтекебийском районе: идет частичная потрава на 16 тысячах гектаров пашен, - говорит заместитель руководителя управления сельского хозяйства Актюбинской области Асылхан Абтиев.
В управлении также считают, что нужно вернуть отстрел сайгаков.
- Ну, да: фермеры терпят убытки, в прошлом году им предлагали, чтобы использовали отпугивающие патроны, в этом году, говорят, популяция больше стала, - продолжил Абтиев. - Они теперь мотоциклистов нанимают для объезда, но каждый день сутками сторожить посевы: это же не дело. Наша позиция – конечно, лучше регулировать численность, в советское время проводили мероприятия путем отстрелов, скажем, самцов. В какой-то период надо дать официальное разрешение, а по-другому как тогда?
Размножились
Напомним: в Казахстане до 2024 года действует мораторий на отстрел сайгаков. Его ввели из-за того, что степная антилопа оказалась на грани вымирания. В 2003 году численность сайгаков по всему Казахстану приблизилась к критической отметке в 21,1 тысячи голов. В разные годы наблюдались массовые падежи сайги из-за болезней, сказывались трудности с миграцией. Ну, и, конечно же, сыграла немалую роль варварская деятельность браконьеров, охотящихся за ценными рогами.
По данным областной территориальной инспекции лесного хозяйства и животного мира, в Актюбинской области обитают две популяции сайгаков - бетпакдалинская и устюртская. В результате облета весной было выявлено более 120 000 голов сайгаков бетпакдалинской популяции в Айтекебийском, Иргизском и Хромтауском районах. В Байганинском и Шалкарском районах выявлено 39 700 голов устюртской сайги. Для сравнения: в декабре 2021 года насчитывалось около 100 тысяч бетпакдалинской сайги и около 10 тысячи устюртской.

Мораторий отменят
По данным авиаучета, весной общая численность сайгаков в Казахстане достигла почти 2 млн особей. По прогнозам ученых, к концу 2023 года их численность возрастет до 2,6 млн с учетом окота. Об этом на брифинге в Астане сообщил заместитель председателя Комитета лесного хозяйства и животного мира МЭПР Андрей Ким.

По его словам, высокая численность сайгаков усиливает конкуренцию между антилопами и сельскохозяйственными животными за пастбища и водопои, приводит к потравам посевов. Поэтому в минэкологии не видят причин продлевать мораторий на отстрел сайгаков в следующем году. При этом ведомство хочет регулировать численность сайгаков без оружия.
- Давайте насчет варварского отстрела не будем говорить, мы говорим об устойчивом использовании животных, - объясняет Андрей Ким. - В свое время сайгаки приносили пользу всему народу Казахстана, так как были одним из основных промысловых видов, по которому был налажен целый охотничий промысел. Задача министерства - сохранить и восстановить численность сайгаков, этой цели мы достигли. В советский период максимальная численность была зарегистрирована в количестве 1 миллиона 200 тысяч. Сейчас мы достигли 1 миллиона 915 тысяч – это по данным весеннего учета, на осень мы прогнозируем около 2,6 миллиона. На сегодняшний день стоит острый вопрос от фермеров, наносится ущерб сельскому хозяйству. Если в денежном отношении считать, то крестьяне говорят об ущербе в 12 миллиардов тенге.

Дело не только в фермерах
Сократить численность сайгаков хотят не только из-за жалоб крестьян. По словам ученых, высокая плотность сайгаков угрожает им самим, прежде всего, возрастает вероятность вспышек различных заболеваний. Например, в 2015 году в ряде областей, в том числе Актюбинской, произошёл массовый падеж сайгаков, погибло более 130 тысячи особей. Причиной их гибели тогда стала бактериальная инфекция – пастереллёз.
- В начале прошлого века на рубеже 1917-1918 годов и 1927-1928 также случались массовые эпизоотии у сайгаков, - говорит заведующий лабораторией биоценологии и охотоведения Института зоологии РК Константин Плахов. – Эпизоотии настолько крупные (но тогда учетов не было таких, как сейчас), что тогда у сайгаков вымер специфический паразит – сайгачий овод. Мы наблюдали спад в 1999 году, к 2003 году численность сайгаков упала до 20 тысяч. Здесь надо сказать, при всем при этом сайгак не был внесен в Красную книгу Казахстана, более того, существует список редких и находящихся под угрозой видов животных и растений Казахстана и там тоже сайгак не значится. Потому что исходили из того, что для сайгака характерны такие массовые вымирания, и так же массово он может нарастить свою численность. Массовые вымирания происходят под воздействием различных факторов: это заболевания, засухи, джуты и так далее. В экологии это называется эффект массы, небольшие объединения животных помогают выживать в природе. С другой стороны, очень большие объединения уже не способны выживать, так или иначе произойдет их гибель. Массовые заболевания - это один из способов, которым природа регулирует численность.

Профессор Западно-Казахстанского аграрно-технического университета Кайсар Кушалиев считает, что заболевания от сайгаков могут передаваться сельскохозяйственным животным и наоборот.
- В ветеринарии есть такой термин «скученность содержания»: здесь действительно возможно заражение различными инфекционными, паразитарными, и даже вирусными заболеваниями, - говорит Кайсар Кушалиев. - Это может произойти в любое время. Здесь вопрос стоит еще в другом: что заражение может перейти не только от сайгака к сайгакам, но и к сельскохозяйственным животным, или же от сельскохозяйственных животных к сайгакам. Тем более, что к холодам, к изменению температуры резистентность организма животных снижается, и обычно вспышки различных заболеваний встречаются ранней весной и поздней осенью.

Заманят в загоны и убьют
Животных планируют ловить в специальные загоны – корали. После этого часть из них будут уводить на убой.
- До 1999 года применялся отстрел, сейчас мы предполагаем коралевый отлов, как это было в 1989, 1990, 1991 годах, - раскказывал на брифинге в Астане Николай Плахов. - Кораль – это просто загон, формируется он из сетки. Сайгаков оттесняют в него, делаются ворота. Когда животные зайдут, их закрывают. Кораль позволяет лучше контролировать процесс, то есть когда мы не раскидываем сайгаков по разным охотникам и разным территориям, ведь мы не знаем, что там будет происходить. Допустим, они получают лицензию на сто голов, сколько на самом деле они добудут - неизвестно.
Однако чиновники пока не продумали, кто именно будет заниматься этим самым коралевым отловом. К тому же, все-таки очень сомнительно, что процедура будет достаточно прозрачной.
- Как будет происходить изъятие? Будем охотникам раздавать лицензии или это специальные люди в специальных местах будут изымать? Как будете контролировать чёрный рынок рогов и мяса? – спросили журналисты.
- Вы сейчас назвали основные задачи, которые перед нами стоят, - отвечал Андрей Ким. - Сайгак должен работать на благо народа, не только государства, но и охотпользователей, то есть бизнесмены тоже должны получать от этого пользу. В этой связи мы проработаем вопрос приведения в соответствие нормативно-правовой базы: для того, чтобы открыть охоту, регулировать вопрос контроля оборота за дериватами. Основная проблема, связанная с сайгаками, это его рога. Если бы не они, таких проблем не было, как, например, с теми же косулями, кабанами, оленями, там есть цивилизованная охота, никакого ущерба не наносится.
Ким отметил, что в случае начала забоя сайгаков, рога окажутся под охраной государства.
- В отношении рогов сайгака коммерческая торговля запрещена. Внутри Казахстана мы можем использовать дериваты сайгака, но в связи с тем, что рога у нас не используются в фармакологической деятельности или в качестве бадов, мы можем их только хранить, - отметил Ким.
Сколько хотят уничтожить?
На мясо хотят отправить сотни тысяч сайгаков.
- По научным данным советского периода, оптимальная численность сайгаков для Казахстана 600-700 тысяч, - говорит Андрей Ким. - Наука нам объяснила, что 10-процентное изъятие никак не влияет на популяцию, 20% сокращает, 30% – останавливает рост. В среднем до 20% предлагается изъять, но опять же, это с учетом данных весеннего учёта. Сейчас уже есть приплод, он достиг определённых кондиций, уже в декабре они могут участвовать в размножении.
Таким образом, если вычесть 20% от прогнозируемых 2 миллионов 600 тысяч сайгаков, то под нож надо будет пустить как минимум 520 тысяч голов.
Сделают консервы
Журналисты поинтересовались у чиновников, как именно будет использоваться мясо сайги. Заодно напомнив госслужащим, что животные склонны к различным заболеваниям, о чем сами же чиновники и твердят.
- В отношении вопроса мяса и мясной продукции была создана рабочая группа, - сообщил заместитель председателя комитета контроля и надзора министерства сельского хозяйства Самат Тюлегенов. - Наука дала рекомендации: данное мясо или туши использовать в промпереработке, это соответственно изготовление консервов каких-то будет. Это дальше, возможно, будет идти в реализацию. Мы со своей стороны обеспечиваем ветеринарно-санитарную экспертизу и безопасность до момента переработки.
При этом представитель минсельхоза отметил, что за все годы наблюдений проведено более 2 тысяч исследований сайгаков. В текущем году для исследования были изъяты 3 туши сайги, никаких эпизоотий не выявлено. В случае начала изъятия сайги, планируется создать скотомогильники или печи для сжигания туш и отходов.
Артур САЙЫН