Шыгыс

427.15 519.12 5.96

Как строили и не достроили "Астана LRT"

Как строили и не достроили "Астана LRT"
Фото: @ zаkon.kz

В Нур-Султане продолжается суд по делу о миллиардных хищениях во время строительства "Астана LRT". Этот легкорельсовый транспорт строят уже 10 лет и до сих пор не достроили. В народе проект называют памятником казахстанской коррупции. zakon.kz-->zakon.kz/" target="_blank">zakon.kz рассказывает историю скандального проекта.

Проект "Астана LRT" – это система легкорельсового транспорта, которая должна была стать основной платформой транспортной системы Нур-Султана и объединить все виды общественного транспорта.

В 2011 году была создана подведомственная акимату ТОО "Астана LRT". Эта структура отвечала за проектирование и строительство ЛРТ.

В том же году в день рождения столицы состоялась церемония закладки капсулы в честь начала строительства проекта. Стоимость проекта тогда оценивали в 2,3 млрд долларов. Но нужны были дополнительные источники финансирования.

Планировалось, что маршрут будет пролегать от аэропорта Нур-Султана, через комплекс Абу-Даби Плаза до железнодорожного вокзала и обратно до высотки. Сдать проект в эксплуатацию планировали в 2014 году.

Но в 2013 году президент раскритиковал проект, назвав его дорогим. В ответ акимат Нур-Султана предложил построить BRT (скоростной автобусный транспорт - ред.) за 564 млн долларов.

В 2015 году был подписан договор между "Астана LRT" и консорциумом китайских компаний. Таким образом, было принято решение отказаться от строительства BRT и вернуться к проекту LRT.

Проект на этот раз оценили в 1,9 млрд долларов. С учетом затрат на обслуживание займа Банка развития Китая проект обошелся бы в 2,6 млрд долларов. Проект включал в себя 22 км эстакадных путей, 18 станций и 19 составов.

Как строили и не достроили "Астана LRT"
Фото: @ Egemen.kz

Власти хотели сдать проект к EXPO-2017, но не успели. В том году появились лишь знаменитые опоры. Была названа новая дата завершения строительства - 31 декабря 2019 года, запуск же запланировали на лето 2020 года.

Но стройку пришлось заморозить в апреле 2019 года из-за лопнувшего "Банка Астаны", в котором застряли 257 млн долларов, выделенных на LRT.

Казахстан отказался от кредита Банка развития Китая из-за дороговизны проекта. Страна досрочно погасила займ китайского банка – 344 млн долларов. К тому моменту освоить успели 313 млн долларов, а выполнить всего лишь 15% строительно-монтажных работ.

Летом того года президент Касым-Жомарт Токаев раскритиковал проект LRT. Он сказал, что в столице по схожему маршруту пассажиропоток составляет 2 тысячи человек, а акимат прогнозирует пассажиропоток на LRT до 146 тысяч человек в сутки. Как власти города будут увеличивать поток пассажиров в 70 раз он не понимает. Тем не менее, останавливать проект с учетом понесенных затрат уже нельзя, говорил глава государства.

В итоге власти приняли решение сократить число станций LRT до 11 (строительство 7 станций перенесли на будущее) и стали искать дополнительные источники финансирования. Стоимость проекта сократилась до 1,5 млрд долларов.

Как строили и не достроили "Астана LRT"

Тогда же по поручению президента Антикоррупционная служба провела проверку обоснованности расходов на строительство LRT. Следствие вскрыло схему миллиардных хищений. В организации хищений Антикор заподозрил экс-главу ТОО "Astana LRT" Талгата Ардана и экс-заместителя акима Нур-Султана Каната Султанбекова. Но к тому моменту оба успели бежать из страны и вот уже два года находятся в международном розыске.

Как строили и не достроили "Астана LRT"

В октябре 2020 года в суде Нур-Султана начали рассматривать дело о хищениях в "Астана LRT". На скамье подсудимых семь человек. Их обвиняют в хищениях 5,7 млрд тенге, совершенных при строительстве легкорельсовой трассы. Уголовное дело состоит из 155 томов и 8 эпизодов. Приговор по этому делу еще не вынесли.

Что касается самого проекта LRT, то теперь его планируют достроить до конца 2022 года. А в июле 2023 года намечается ввод линии в коммерческую эксплуатацию. Пока что власти ищут инвесторов, которые готовы вложиться в скандальный проект.

Время идет, а LRT в столице все еще не достроен. Опоры LRT огорожены забором. В народе их уже называют памятником казахстанской коррупции.

Самые интересные новости в нашем Telegram-канале

Нашли ошибку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter

Читайте также

Единственный город в "красной" зоне. Массовый "кудалык" прервали в Нур-Султане

09:13

Стало известно, чье тело нашли в горах Туркестанской области

08:39

Фейк о мобильных крематориях для вакцинированных рассылают казахстанцы

09:57
Азпп
Наверх