
Танатов утверждает, что за отказ от показаний против полицейских ему предлагали 5 миллионов тенге и автомашину.
«Могу даже назвать имена прокуроров, которые ходили с нами в сауну, и номера их автомашин», - пригрозил на суде капитан полиции Еркебулан Анешев.
Судебный процесс по пыткам рецидивиста в здании Заводского отдела полиции подходит к концу. Гособвинитель Бауржан Ихсанов попросил для троих подсудимых полицейских по 5 лет лишения свободы. Кроме того, он попросил суд лишить капитанов полиции воинского звания.
Напомним, что троих оперов обвиняют в пытках подозреваемого. Это двое полицейских, проработавших в органах по 5-6 лет, и новичок, который успел прослужить в полиции всего неделю. Следствие утверждает, что они били рецидивиста Танатова, душили его противогазом и заставляли взять на себя кроме разбоя еще одно преступление. Они морально давили на задержанного, угрожая изнасиловать, а один из оперативников даже справил на задержанного малую нужду.
Вчера на судебном процессе гособвинитель попросил судью приобщить к делу другое уголовное дело, возбужденное прокуратурой по факту «подкупа или принуждения к даче ложных показаний».
- Ко мне приходили от имени Мамитова (подсудимый полицейский, - прим. ред.), предлагали 5 миллионов тенге и автомашину, лишь бы я отказался от своих показаний, - заявил в суде потерпевший Танатов. – Мне даже приносили от его имени передачи. Я вызвал прокурора и попросил возбудить уголовное дело по факту подкупа.
Защита подсудимых считает, что пытки – это плод фантазии рецидивиста. Так, адвокат Жумабай Арыстанов привел на прениях слова тети Танатова, которая воспитывала его с двух лет. Женщина заявила в суде, что ее племянник Танатов – человек «лживый». Негативную характеристику дал Танатову и начальник колонии, где тот отбывал наказание. Он указал его изворотливость и приспособленческие качества. Адвокаты подсудимых утверждали, что Танатов каждые две недели нюхает клей.
Потерпевший утверждал, что его брали за волосы и били головой об пол, стучали каблуками по голове. Он якобы выбил ногами дверь в кабинете полиции и порвал линолеум. Адвокаты посетили кабинет № 215 в Заводском отделе полиции, где проходили пытки, но порванного или заклеенного линолеума там не нашли.
- Если бы Танатова, как он утверждает, били лицом об пол и каблуками по голове, были бы характерные для этого телесные повреждения, - настаивали адвокаты. – Три экспертизы показали, что телесные повреждения на его теле старые, он получил их до задержания.
- Тут решается моя судьба, - говорил вчера в суде подсудимый полицейский Еркебулан Анешев. - Расследование длилось четыре месяца. Тут журналисты сидят. Могу сказать, что с каждого из нас вымогали по 10 тысяч долларов. Могу даже назвать имена прокуроров, которые ходили с нами в сауну, и номера их автомашин. Есть свидетели, они готовы дать показания. Обвинение строится на показаниях потерпевшего. Никаких доказательств нашей вины нет… Я задерживал Танатова еще в 2000 году. Тогда был похожий случай, он украл цепочку у женщины и отдал ее во время допроса. Он просто сводит с полицией счеты, а его слова – фантазии… Мы по 5-6 лет отдали службе в полиции, защищали простых горожан. Мы участвовали в задержании Савич (осужденной по делу убийства 15-летней школьницы), раскрывали убийства. Мы работали по 18 часов в сутки. Порой привозили из дома корпешки и спали в кабинете на полу. Какой уважающий себя офицер стал бы мочиться у себя в кабинете? Ведь это наш второй дом, мы практически там живем!.. Прошу учесть, что у меня маленький сын и семья, на 15 лет взят кредит на квартиру, пожилые родители. Какой полицейский будет мочиться в кабинете, если мы там практически живем?!
Судья спросил у Танатова по поводу наказания для подсудимых.
- Они не оплатили мне моральный вред (1 миллион тенге – прим. ред.) и не раскаялись, - заявил Танатов. – Пусть ответят по полной!
Судья Нурлан Бисени планирует огласить приговор в понедельник, 16 марта.
Татьяна Токарь