
Иллюстративное фото
Новость о недовольствах нефтяников ТОО «Восток нефть и СО» уровнем заработной платы вызвала большой отклик читателей.
Напомним, 12 сентября в Актобе около 20 рабочих пришли к зданию компании «Восток нефть и сервисное обслуживание» и потребовали повысить им заработную плату. Мужчины утверждали, что «средняя зарплата на предприятии составляет 120 тысяч тенге» и «она самая низкая среди предприятий нефтяной сферы Казахстана».
Выяснить, чем опасен труд в нефтяной отрасли, корреспондент Timeskz.kz решила у профессора Западно-Казахстанского медицинского университета им. М.Оспанова (далее ЗКМУ – прим.авт.), академика, специалиста в области промышленной токсикологии Арыстана Мамырбаева.
Хозяева бизнеса не хотят идти на затраты
- Наукой чётко доказано, что за 10 лет работы во вредных и опасных условиях производства, к которым относится нефтяная отрасль, более чем у 20% работников разовьются профессиональные заболевания, - приводит статистику специалист.

- К сожалению, в Казахстане своевременно не диагностируются профессиональные заболевания. Все предприятия – частные. Работодателю невыгодно показывать больных профзаболеваниями, так как это говорит о плохих условиях труда, - констатирует Арыстан Мамырбаев (на фото). - Если человек получает профзаболевание, ему нужно выплачивать до конца жизни дополнительные льготы и компенсации. Хозяева бизнеса не хотят идти на эти затраты.
Получают расшатанные нервы и тугоухость
В советские времена на предприятиях ежегодно выявляли от 5 до 10 случаев первично выявленных профессиональных заболеваний. Однако, в последние 10 лет, по словам профессора, практически ничего не выявляется, разве что по случаям самообращения работников.
Рабочие страдают, бегают по поликлиникам, потом идут в «Национальный центр гигиены труда профзаболеваний», где им выставляют диагноз – запущенная форма профзаболевания.
В России уровень выявления профзаболеваний снизился, но по-прежнему остался в 5 раз выше, чем в Казахстане, хотя мы используем аналогичные технологии. А если взять такие высокоразвитые страны, как Финляндия, там уровень выявления первичной профессиональной заболеваемости в 20 (!) раз выше, чем в Казахстане, приводит примеры для сравнения академик.
Также Арыстан Мамырбаев объяснил, какие органы при профзаболевании у нефтяников страдают в первую очередь.
- Все химические вещества имеют политропное действие, то есть, влияют практически на все органы и системы: органы дыхания, печень, почки, центральную нервную систему, сердечно-сосудистую систему. Всё подвергается воздействию, - констатирует профессор. - Для некоторых химических веществ характерна избирательность действия.
В качестве примера Мамырбаев приводит сероводород, который прежде всего действует на нервную и дыхательную системы. Если в атмосферном воздухе будет концентрация сероводорода в пределах 3-5%, то человек получает острую интоксикацию и через день умрёт. А в небольших концентрациях сероводород вызывает хроническую интоксикацию – головные боли, тошноту и бессонницу. Не раз были такие случаи, утверждает специалист.Очередной вредный фактор – шум и вибрация во время буровых работ
Также, по сведениям Арыстана Мамырбаева, у 10-20% бурильщиков развивается тугоухость. При бурении глубинных скважин в 5-7 километров во время проходки обязательно встречаются радионуклиды. Они вместе с буровым шламом поднимаются наверх и опять же наносят вред здоровью нефтяников.
- Сказать, что труд нефтяника и офисного работника равнозначен нельзя. Разница – «небо и земля». У нефтяников тяжёлый физический труд. Дифференциация в оплате труда должна быть с учётом этих моментов, - считает Арыстан Мамырбаев.
Об адаптационных возможностях организма человека
Кроме того, в последние годы работодатели стали экономить на транспортных расходах и продлили вахты с 15 до 30 дней.
- Это неправильно. В советские времена я работал в Алматы в Институте краевой патологии. У нас была целая лаборатория – «Гигиена труда в нефтегазовой промышленности», - вспоминает профессор. - Тогда эта лаборатория в течение двух-трех лет выезжала и на примере «Эмбамунайгаза» и «Мангыстаумунайгаза» доказала, что 15-дневная вахта с точки зрения адаптационных возможностей организма, развития утомления и переутомления, наиболее рациональна для человека.
Нужны зарплаты под 400-600 тысяч тенге
Исходя из всего сказанного, профессор ЗКМУ им. М.Оспанова Арыстан Мамырбаев считает, что зарплата казахстанских нефтяников сейчас никоим образом не соответствуют тем, которые получают такие же рабочие-нефтяники в развитых странах.
- Она (зарплата) должна быть не 150 тысяч тенге, которую они получают сейчас. Понятно, что ориентироваться на Запад сложно. Инженерно-технический персонал нефтяных зарубежных компании ежемесячно получает по 4-7 тысяч долларов. В нефтяных компаниях, которые действуют в Казахстане, зарплата должна быть с учётом вредности производства хотя бы 1-1,5 тысячи долларов в месяц, - подвел итог своим рассуждениям Арыстан Мамырбаев.
Тамара Тройкина
Фото автора