Шыгыс

424.85 497.33 5.56

Мурат Телибеков: «Свобода ради свободы – это абсурд»

Мурат Телибеков: «Свобода ради свободы – это абсурд»
Мурат Телибеков, мусульманский общественный деятель. Фото © camonitor.kz

Предлагаем Вашему вниманию некоторые размышления известного казахстанского мусульманского общественного деятеля Мурата Телибекова о "разгуле демократии", высказанные в интервью для онлайн-газеты Central Asia Monitor.

Текст интервью предоставлен пресс-службой общественного деятеля и публикуется без купюр.

Вопрос: Представим, что в ближайшей перспективе будут приняты демократичные законы о выборах, партиях, СМИ. Готово ли общество к такому «разгулу демократии», если учесть его низкую правовую культуру и тенденцию к возвращению архаики? Сможем ли мы эффективно распорядиться предоставленными свободами или, расшатав сложившиеся устои, погрузим страну в хаос?

- Универсальной модели демократии в мире не существует. Недавно я был в Саудовской Аравии, где лишний раз убедился в том, что до тех пор, пока существуют различные культуры, религии, этносы, стремление сформировать единый, приемлемый для всех, образец демократии невозможно. Как бы парадоксально ни звучало, но даже в условиях классической восточной монархии, какой является Саудия, выстроено куда более гуманное государство, нежели во многих парламентских и президентских республиках. Еще более ярким примером является Дубай.

Следует признать, что демократия для многих людей превратилась в некий фетиш. Они видят в ней панацею от всех бед. Свобода ради свободы – это абсурд. Возможно именно по этой причине “Всеобщая декларация прав человека”, которой любят размахивать многие правозащитники, превратилась в бесполезный и бессмысленный документ.

К чему я это говорю?

Если мы хотим принять для Казахстана демократичные законы, следует в первую очередь определиться с понятием свободы для нашей страны. С какой целью мы хотим принять демократичные законы? Чтобы любой ценой соответствовать европейской моде? Отстаивать национальные интересы? Как бы странно это ни звучало, но довольно часто эти понятия несовместимы и противоречат друг другу.

Для меня поучительным примером стала попытка устроить демократию в пределах КСК. Казалось бы, власть предоставила людям свободу в пределах жилого квартала. Они могли избирать главу маленького “государства”, контролировать бюджет.

Все мы знаем, к чему это привело.

Главная причина - безразличие людей. Да, да! Абсолютное равнодушие преобладающей части населения. Невольно напрашивается вопрос: если демократия не сработала в условиях малого кооператива, можно ли ожидать обнадеживающих результатов в масштабах всего государства? Всем стало ясно, что способность людей самоорганизоваться и сформировать разумный порядок - это иллюзия. В наших условиях это привело к тому, что верх взяли животные инстинкты и вместо гуманности и альтруизма мы получили неуемное стремление к воровству, повсеместное мошенничество и взаимное порабощение.

Сейчас новая администрация Президента стоит перед дилеммой - сколько свободы отмерить народу, чтобы оздоровить общество, и в тоже время не допустить хаоса и вакханалии?

Задача неимоверно сложная. Границы прозрачны. Взаимное проникновение стран достигло беспрецедентного уровня. Возникли благоприятные условия для манипулирования извне не только сознанием простых людей, но и политиками, государственными деятелями, журналистами и правозащитниками.

Проблему усугубляет высокий уровень коррупции. Купить и продать правительство целой страны – к сожалению, это уже не сюжет для фантастического романа, а существующая реальность.

Весьма опасной является, как вы выразились, стремление определенной части общества вернутся к архаике. Подобная тенденция имеет место. Спекулируя на низменных чувствах, можно погрузить общество в глубокую пропасть невежества и мракобесия. Кто-то потянет людей в исламский халифат, кто-то в “золотой век” средневекового феодализма, найдутся “патриоты” ратующие за полное изгнание из страны всех представителей нетитульной нации.

Надо признать, что культурный уровень населения оставляет желать лучшего, и вероятность того, что в условиях предоставленной свободы люди смогут сделать правильный выбор - чрезвычайно низкая.

Тем не менее, невзирая на все страхи, Казахстан должен принять решительные шаги в расширении свободы прессы, реформировать выборную систему, разрешить мирные митинги и собрания.

Это вызывает определенные риски, и все же следует двигаться в этом направлении. Как показала жизнь, недостаток свободы оказывает куда более разрушительное воздействие на страну, чем ее избыток.

Примеров можно привести много. Посмотрите, что происходит во власти. Сейчас в управленческий аппарат проникают не просто дремучие дилетанты, но откровенные преступники. Пример братьев Рыскалиевых - яркая иллюстрация. Один бандит стал акимом области, другой - депутатом Мажилиса парламента. Еще более красноречивый прецедент являет собой бывший глава КНБ Нартай Дутбаев, облаченный сегодня в тюремную робу. Вот к чему приводит абсолютный волюнтаризм и отсутствие общественного контроля.

На мой взгляд, искусство управления государством заключается в том, чтобы сочетать в разумных пределах ложь и правду, свободу и насилие, жестокость и милосердие. Иного способа мир еще не придумал.

Самые интересные новости в нашем Telegram-канале

Нашли ошибку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter

Читайте также

Аналог продуктовых карточек предлагают ввести в Казахстане коммунисты

15:25

Президент казахстанской авиакомпании занимался незаконной поставкой оружия в Ливию

16:49

Двое братьев заразились сибирской язвой в Шымкенте

09:28
Азпп
Наверх