
Судья Алима Адилова зачитывает решение суда по делу Акмарал Алмагамбетовой. Фото из зала суда.
В Актобе начинаются судебные процессы по делу некоторых казахстанцев, возвращённых в Казахстан из Сирии во время специальной операции «Жусан», спланированной и проведенной силами КНБ, передает корреспондент Timeskz.kz.
К суду привлекают далеко не всех, а только тех, в чьих действиях правоохранительные органы нашли нарушения уголовного законодательства Казахстана.
Так, 22 июля в актюбинском специализированном суде по уголовным делам начался судебный процесс над актюбинкой Акмарал Алмагамбетовой за «возбуждение религиозной розни» и «пропаганду терроризма».
В суде выяснилось, как молодая женщина попала в Сирию и что там пережила.
С 20-летнего возраста Акмарал стала строго соблюдать законы шариата и читает намаз. В 26 лет у Алмагамбетовой в Актобе была семья и трое детей. Они жили тем, что возили китайскую одежду с оптовых рынков Алматы и продавали её на одном из актюбинских рынков.
Дела шли не очень успешно. Как раз в этот период Акмарал в социальных сетях познакомилась с неким мужчиной, который рассказал ей о «райской жизни» в «Исламском государстве»* и предложил бесплатно сопроводить девушку туда, если, конечно, та даст свое согласие.
Со слов Алмагамбетовой, она поверила чужому человеку, по шариату развелась со своим законным супругом и уехала из дома. Это случилось в 2013 году. В тот момент младшему из троих детей Акмарал был всего один годик.
Сначала Акмарал попала в Киргизию, потом через Турцию переправилась в Сирию.
В «Исламском государстве»* она неоднократно выходила замуж. Её первого сирийского мужа, азербайджанца по национальности, убили при авиабомбардировке. Потом она вышла замуж за выходца из Ирака, но также прожила с ним недолго.
Третьим мужем стал дагестанец. После заключения брака с ним, «ИГИЛ»* выдал казахстанке 300 долларов премии. Акмарал купила на эти деньги сотовый телефон и стала общаться с родными.
В первую очередь она связалась со своим актюбинским мужем, который все это время сам воспитывает троих их общих детей. Женщина интересовалась здоровьем детей, и как они растут без неё...
Затем убили и дагестанца. Это произошло при бомбардировке посёлка Кобаня в Сирии, занятого в то время силами "Исламского государства"*. После смерти «законного супруга» представители "ИГИЛ"* выдали Акмарал денежную помощь в размере 2 500 долларов США.
Всего за время жизни в «Исламском государстве»* у Акмарал родилось еще двое детей – в 2015 году она родила мальчика по имени Альбар, в 2017 году девочку по имени Ниссанур.
В мае 2019 года Акмарал с двумя детьми и десяткам таких же женщин и детей удалось выбраться из «Исламского государства»* и вернуться на родину в Казахстан. Алмагамбетова рассказывала в суде, что она с детьми на руках долго шла через пустыню. Дети плакали и хотели пить.Акмарал говорила, что рада возвращению на родину. А под суд она попала из-за того, что в её сообщениях по WhatsApp бывшему супругу эксперты нашли "пропаганду терроризма" и "призывы к религиозной розни".
На суде женщина полностью признала свою вину и раскаялась.
Гособвинитель просил суд назначить для Акмарал Алмагамбетовой наказание в виде 5 лет лишения свободы с отбыванием наказания в учреждении средней безопасности.
Судья Алима Адилова отправила дело в прокуратуру для составления нового процессуального соглашения. Свое решение она объяснила тем, что не может усугублять положение подсудимой. Так как Акмарал Алмагамбетова совершила правонарушение ещё в 2013 году, поэтому она попадает под квалификацию старого Уголовного Кодекса, а в нём за такие деяния наказание предусмотрено мягче.
Мать пятерых детей была рада такому повороту дела. После составления прокуратурой нового процессуального соглашения, судья сможет вынести окончательный приговор.

Надо сказать, что уже на этой неделе пройдёт судебный процесс над второй актюбинкой, освобождённой во время операции «Жусан». Ей предъявляют такие же статьи обвинения: "Пропаганда терроризма" и "Призывы к религиозной розни".
*ИГИЛ (Исламское государство) – террористическая организация, запрещенная на территории Республики Казахстан.
Тамара Тройкина
Фото автора