
Около четырёх часов министр объезжал водоёмы города, а местные жители показывали ему то, что осталось после расширения русел от рек Каргала, Бутак и Илек.
Как мы сообщали ранее, по поручению Президента Казахстана министр экологии, геологии и природных ресурсов Магзум Мирзагалиев срочно прибыл в Актобе.
Около четырёх часов министр объезжал водоёмы города, а местные жители показывали ему то, что осталось после расширения русел от рек Каргала, Бутак и Илек. Вместо рек министр увидел огромные лужи со стоячей позеленевшей водой.
Какие вопросы, по мнению актюбинцев, нужно в первую очередь решить, чтобы не допустить гибели местных водоемов, вместе с министром выслушала корреспондент Timeskz.kz.
«Что нам дал проект расчистки русел рек? Ничего!»
Представитель экологического профильного совета Актюбинской области Александр Мандрыкин (на фото):
- Техническое решение либо правильное, либо неправильное. Оно должно либо поддерживать нынешнее состояние окружающей среды, либо его улучшать.

- Что нам дал проект расчистки русел рек? – вопрошает Мандрыкин и сам же отвечает на свой вопрос. - Ничего! Решение по нему принято не на основе причины паводка 2017 года в Актобе, причина подтопления – рукотворная! Иначе, как вы объясните, что имея два регулируемых водохранилища с контролируемым стоком, можно было подтопить дачную зону? Мы просили прислать сюда комиссию, которая разобралась бы в причинах затопления, но этого сделано не было.
Еще одну острую проблему обозначил перед министром представитель экологического совета:- Глава города говорит, что в зоне подтопления проживает 65 тысяч человек. Если проект расчистки рек будут реализовывать дальше, то этим узаконят проживание людей в поймах рек, в садоводческих коллективах. Вопрос проживания людей в поймах рек нужно решать в рамках проекта очистки русла рек.
«Русло всё сухое, зато они красиво сделали борта на берегах»
Почётный геолог Казахстана, консультант совета директоров АЗХС по проблемам природопользования Ефим Книжник (на фото):
- Каргала – это небольшая степная река, к которой нужно относиться бережно. Работы на ней привели к тому, что русло так и не углубили. Проезжаем сейчас мост через Каргалу – всё в листьях и гниющем плёсе. Это непорядок!

- На Бутаке русло всё сухое, зато они красиво сделали борта на берегах, - с ноткой сарказма в голосе констатирует Книжник. - Илек и Каргала сейчас, в определённой степени, «больные» реки.
- К сожалению, проект расчистки русел рек не был достоянием общественности. Я считаю, что нужно приостановить реализацию проекта, ещё раз рассмотреть, где и что нужно сделать, и вернуться к работе. Речь должна быть не столько о расширении реки, так как мы таким образом увеличиваем испарение воды, - считает почётный геолог Казахстана. - Работать нужно по русловой части проекта, не нанося ущерба прибрежной зоне.
- Что касается паводка 2017 года, то его можно было предупредить, если бы своевременно были рассмотрены проблемы наполнения и спуска воды. Кроме того, очень приближенная к руслам рек Каргала и Илек жилая застройка нарушает требования по соблюдению природоохранной зоны, - поддержал выводы предыдущего выступающего Ефим Книжник.
«Деньги налогоплательщиков зарыли, а мы теперь живём на болотах!»
- Тут речка была чистая, вплоть до питьевой воды, - сокрушается жительница пригородного поселка Акжар о реке Каргала. – Мы когда в воду заходили, ноги свои видели. Сейчас тут стоячее болото! Если следующей весной пойдёт большая вода, то эти укрепления «растают, как сахар». Деньги потратили в никуда! Расчистка рек нужна, но не такая, как делается сейчас. Деньги налогоплательщиков зарыли, а мы теперь живём на болотах!

Так выглядит сейчас река Каргала: на ней тина и стоячая зеленая вода
«Нам не нужна река, отдыхающие сюда приезжают и пачкают»
Однако во время поездки комиссии по рекам встречались и приверженцы проекта.
Так, жительница посёлка Акжар рассказала, что очень рада обмелению Каргалы. Кроме того, ей не нравятся отдыхающие из города, которые приезжают на реку и жарят тут шашлыки. Женщина рассказала, что живёт в доме близ реки с пятью детьми.
- В прошлом году мой ребёнок в речке едва не утонул, - жаловалась многодетная мать. – Нам не нужна река, отдыхающие сюда приезжают и пачкают, нам приходится за ними убирать.
На возражения основной массы собравшихся женщина кричала: - Вы не видели паводок 2017 года!
А некая дама, представившаяся заместителем руководителя фирмы - генерального подрядчика проекта по расчистке и дноуглублению рек, передала министру письмо якобы от местных жителей. - Под письмом 200 подписей жителей прибрежных домов, они просят продолжить проект! – утверждала она.
Тем временем, как нам стало известно от общественников Актобе, Президенту Казахстана и Генеральному прокурору страны ещё в начале июня ушло письмо от горожан, которые просили остановить проект, убивающий местные реки. В нём числится 198 подписантов. На настоящее время волонтёры и активисты общественности собрали ещё столько же подписей горожан, и будут отправлять их тем же адресатам.«Причина маловодности - природное явление»
Местные чиновники от администрации города и проектировщик пытались доказать представителям комиссии и собравшимся горожанам, что реки обмельчали из-за маленького количества осадков, а не из-за «варварской» работы по их очистке и расширению. Сейчас из-за маловодности из водохранилища по Каргале спускают 3 кубометров воды в секунду, вместо обычных 20 кубометров в секунду.
- Причина маловодности - природное явление, - считает советник руководителя бассейновой инспекции инженер-гидротехник Хобдаш Бултеев. - Такая картина была в 2013 году. Сейчас в Актюбинском водохранилище содержится 85 миллионов кубометров воды, а должно быть 280 млн кубометров. Во время паводков в водохранилища приходит 80-90% воды от их объёма, а паводка в этом году практически не было.
Однако собравшиеся горожане настаивали, что реки расширили вместо того, чтобы углубить дно, и это стало причиной их обмеления. Земснаряд для очистки рек теперь работать не сможет, так как для него по техническим характеристикам требуется минимальная глубина 1,5–2 метра.В расширении русел рек виноваты мосты
Главный инженер «Проекта по расчистке и дноуглублению рек города Актобе» ТОО «Антарес Платинум» Еркен Тажгалиев (на фото) объяснял, что углублять реку они не могут.

Причина в том, что через Каргалу, в районе Акжара и на «Кирпичном», стоят мосты, и при дноуглублении нужно будет укреплять сваи, которые их держат. А это проектом не предусмотрено. Поэтому проектировщик решил расширить русла.
- Возьмём аналогичный проект в Астане на реке Ишим, - привел сравнительный пример Еркен Тажгалиев. – Она (река - прим.авт.) была заросшая, аналогично вашей Каргале. Её почистили, стабилизировали. В том, что в Каргале мало воды – не наша вина.
Собравшиеся тогда поинтересовались, даёт ли проектировщик гарантию, что завтра река не пересохнет?Тажгалиев ответил, что несёт не только административную, но и уголовную ответственность за свой проект.
Люди еще спрашивали, почему по берегам рек засыпают родники. На это проектировщик заверил, что дамбы строят из песка, и они (дамбы) «фильтрующие», вследствие чего вода из родников будет иметь доступ в реку.

«По документам всё было законно, но очень жаль, что так всё получилось...»
Горожане поинтересовались у руководителя Департамента экологии Актюбинской области Жаксыгали Иманкулова, как они могли допустить реализацию в жизнь проекта, по которому бездумно расширяют реки и вырубают тысячи деревьев по их берегам?
Если раньше проекты по строительству и реконструкции проходили обязательное согласование в управлении экологии, то около двух лет назад эти функции передали новому ведомству - РГП «Госэкспертиза», пояснил чиновник.

Руководитель Департамента экологии Актюбинской области Жаксыгали Иманкулов. Архивное фото.
- Проект проходил в РГП «Госэкспертиза» строительную и экологическую экспертизу, хотя мы располагаем более квалифицированными специалистами, опытными и компетентными. Они получили положительную экологическую экспертизу на этот проект, - добавил Иманкулов.
- Почему управление экологии не приняло меры ещё в декабре, когда начали валить первые леса и деревья? Неужели ничего не видели? – спрашивали актюбинцы. - По документам у них всё было законно. Оснований для проведения проверки не было.
- Каково ваше мнение о реализации проекта? - Как эколог, я не могу смотреть, когда вырубаются леса, деревья, портят реки. Нарушается всё, что было создано природой. Мне очень жаль, что так всё получилось...
Проект приостановить, создать расширенную рабочую группу
Выслушав все «за» и «против», министр экологии Магзум Мирзагалиев принял решение, что проект нужно приостановить.
- По информации, которую я получил от акима области, порядка 65 тысяч жителей живут в зоне подтопления. Это наши с вами граждане. Поэтому мы должны принять все меры, чтобы оградить их от негативных последствий и аварий. Противопаводковые работы, несомненно, надо будет продолжать. Вопрос в том, каким образом их продолжать, - подчеркнул министр.

Магзум Мирзагалиев, министр экологии, геологии и природных ресурсов Казахстана. Фото пресс-службы акимата Актюбинской области
- Сегодня звучали мнения о том, что технологии, которые используются, неправильные. Идёт массовая вырубка деревьев. Мы должны создать мощную рабочую группу, в которую пригласим экспертов из города, активистов, - пояснил свое решение Магзум Мирзагалиев. - Рабочая группа должна заседать абсолютно открыто, она будет работать совместно с акиматом и акимом области. Сегодня мы приняли решение приостановить работу. Комиссия будет работать, отдельные её выводы мы озвучим.
Татьяна Токарь
Фото автора