Айс
359 420.1 5.41

Ученые изучают семью казахов с низким холестерином для изобретения лекарства

В медицине плохим холестерином называют липопротеиды низкой плотности ЛПНП, а необходимым – липопротеиды высокой плотности (ЛПВП).

Исследователи из Китая обнаружили у этнических казахов белок, который регулирует всасывание холестерина в кишечнике, передает Today.kz со ссылкой на genomeweb.com.

Это исследование поможет изобрести лекарство для контроля уровня холестерина в крови и предотвращения сердечных заболеваний.

Ученые обнаружили в крови семьи казахов в Китае процессированный вид белка (далее – LIMA1), который предотвращает всасывание плохого холестерина, липопротеинов низкой плотности. Это и заставило задуматься исследователей. Они провели ряд экспериментов над мышами, чтобы дополнительно исследовать молекулярную роль LIMA1.

Свои исследования команда ученых из Уханьского и Синьцзянского медицинского университетов опубликовала в журнале Science.
Высокий уровень холестерина низкой или очень низкой плотности ведет к развитию сердечно-сосудистых заболеваний, поэтому нельзя допускать именно увеличения числа ЛПНП в крови. До 50 процентов уровня концентрации холестерина считаются генетическими, но известные генетические факторы объясняют лишь часть наблюдаемого изменения. Для того чтобы найти новые генетические варианты, связанные с холестерином, ученые жили у этнических казахов в западном Китае. Эти казахи генетически отличаются от основного населения. Ранее с ними не проводилась генетическая диагностика показателей по липидному обмену.

В частности, ученые сосредоточились на семье казахов, у которых низкий уровень плохого холестерина передается по наследству, при этом отделив трех членов семьи с низким уровнем холестерина от одного члена семьи с нормальным уровнем холестерина.

В общем, уровни холестерина зависят как от собственного синтеза холестерина, так и от поглощения холестерина в кишечнике. Масс-спектральный анализ соединений, связанных с холестерином, у членов семьи с мутацией LIMA1 показал, что абсорбция холестерина в кишечнике нарушена, что указывает на роль LIMA1 в этом процессе.

Исследование еще 509 этнических казахов с низким уровнем холестерина показало, что все они имели одну и ту же мутацию. Ученые также обнаружили еще три семьи казахов с низким уровнем холестерина, у которых был другой вид мутации LIMA1, который, по-видимому, дестабилизирует белок.

В итоге ученые пришли к выводу, что изучение LIMA 1 поможет разработать лекарство для лечения гиперхолестеринемии.

Гиперхолестеринемия — это повышенный уровень содержания в крови холестерина. По сути, это нарушение не является отдельным заболеванием, а служит одной из основных причин развития атеросклероза, повышая риск возникновения патологий сердечно-сосудистой системы.

"Хороший" холестерин, или липопротеиды высокой плотности – это вещества, выполняющие строительную функцию в организме. Холестерин необходим человеку с момента его рождения, потому как он принимает участие в формировании клеток мозга, в производстве гормонов, в укреплении оболочек нервных клеток и не только.

Всего 20 процентов холестерина мы употребляем с пищей, а остальные 80 процентов – это те липопротеиды, которые синтезируются в организме сами.