Подпишись на новости Times kz!
Шыгыс

USD 334.31 RUB 5.31 EUR 355.17

Затонувшие корабли угрожают судоходству в акватории Урало-Каспийского бассейна

Затонувшие корабли угрожают судоходству в акватории Урало-Каспийского бассейна

По данным Министерства транспорта и коммуникаций РК, в акватории Каспия и его прибрежной полосе находится более 80 затонувших и брошенных судов, а также разных металлических конструкций общим весом более 54 тысяч тонн.

Предположительно 60 процентов таких судов имеют на борту нефтепродукты, отходы производства и бытовой мусор. Всё это создает угрозу не только судоходству, но и гидрологическому и гидрохимическому состоянию вод.
Как сообщили Times.kz в инспекции транспортного контроля Атырауской области на дне одной только реки Урал и близ её покоятся восемь затонувших в разное время судов. С ноября 2001 года примерно в 50 километрах от устья прямо посреди фарватера лежит азербайджанское судно «Саринский рыбак». В районе пригородного поселка Жумыскер полузатопленный икорный плавзавод и судно «Краб», некогда принадлежавшие обанкротившемуся АО «Атырау Балык».
Кроме того, на дне у причала разваленного предприятия лежат два промыслово-транспортных судна (ПТС). Ещё один «железный утопленник» некого частного предпринимателя находится возле автомобильного моста «Балыкши Жумыскер». Воды седого Урала поглотили и две насосные станции: одну возле поселка Бодене, другую близ села Томарлы. Ещё есть металлическая ёмкость, затопленная на участке Мамаевский яр.
По словам атырауского природоохранного прокурора Кайрата Утеулиева, течение реки постепенно смещает весь этот металлический хлам, что создаёт серьёзную угрозу безопасности судоходства и наносит ущерб экологии.
Начальник отдела инспекции транспортного контроля Атырауской области Женис Испергенов заверил, что проблему неоднократно пытались решить, но тщетно, из-за отсутствия юридических хозяев затонувшего имущества и финансирования. Хотя и руководство области, и профильные республиканские ведомства в курсе о сложившейся ситуации.
Кстати, на одном из недавних совещаний глава региона Бактыкожа Измухамбетов предложил пустить затонувший хлам на переплавку в печи сталелитейного завода в Жылыойском районе. Это предприятие планировало выпускать по 800 тонн в год различных металлоизделий, но так и не вышло на проектную мощность из-за отсутствия сырья.
Вопрос: кто даст на это деньги? Впрочем, один положительный пример уже имеется, когда осенью 2011 года со дна Урала подняли шесть ПТС затонувших весной 2008 года, конфискованных у азербайджанских браконьеров. В ликвидации «браконьерской Цусимы» принимали участие работники речпорта, Атырауской ТЭЦ, предоставившей кран «Sarens» грузоподъёмностью 750 тонн, и консорциум «Isker», профинансировавший работы. Эти ПТС сильно мешали судоходству. После месячной подготовки все суда благополучно вытащили на берег и разрезали на металлолом.
- Мы обращались с аналогичным предложением в крупные компании региона, но получили отказ, мотивированный сложностью проведения подобного рода работ, - отметил Кайрат Утеулиев.
Вообще, по данным Министерства транспорта и коммуникаций РК, в акватории Каспия и его прибрежной полосе находится более 80 затонувших и брошенных судов, а также разных металлических конструкций общим весом более 54 тысяч тонн. Предположительно, 60% таких судов имеют на борту нефтепродукты, отходы производства и бытовой мусор. Весь этот хлам создаёт угрозу не только судоходству, но и гидрологическому, а также гидрохимическому состоянию вод.
Минтранском ещё в 2009 году подготовил программу по обследованию дна казахстанского сектора Каспийского моря с целью дальнейшего подъёма и вывоза затонувших судов. Однако заявку министерства на финансирование республиканская бюджетная комиссия не поддержала.
Так что, воз и ныне там.

Лев Гузиков
Нашли ошибку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии

Читайте также

В нефтяную ОПГ в Актобе входили силовики

15:49
Азпп
Наверх