Подпишись на новости Times kz!
Шыгыс

USD 334.31 RUB 5.31 EUR 355.17

Зимняя навигация губит популяцию каспийского тюленя

Зимняя навигация губит популяцию каспийского тюленя

В Атырау местные «зелёные» настаивают на запрете судоходства в зимнее время в Северной части Каспийского моря.

К числу вредных факторов, способствующих гибели тюленей, в частности, относится потепление климата. В особо тёплые зимы лёд в северной части Каспийского моря либо вовсе не схватывается, либо рано тает, а, как известно, тюлени производят потомство именно на льду.

Рождение каспийских тюленят (бельков) приходится на конец января - начало февраля. В это время льды Северного Каспия превращаются в этакие природные родильные дома места лежбищ тюленей. Постепенно, в период кормления, роста и развития, белая шубка белька с линькой меняет окрас, и щенок становится маленькой копией взрослого тюленя-сиваря. Не все тюлени успевают «сбросить шубку» на льду, поэтому линька продолжается на островах и шалыгах.

В этот период тюлени очень уязвимы, поэтому еще одной угрозой их существования является активное судоходство. Ежедневно воды Каспийского моря бороздят десятки судов: зимой это в основном суда нефтяных компаний, занимающихся разработкой Кашаганского месторождения, причем как караваны, так и отдельные суда передвигаются вслед за ледоколами, прокладывающими путь.

«Зеленые» неоднократно заявляли о гибели тюленей и особенно молодняка в зимнее время. Одинокий белек, оказавшись без мамы в морской воде, быстро погибает. По мнению экологов, ледоколы десятками давят тюленей, а уцелевших добивают винтами следом плывущие суда. И поскольку каждая самка каспийского тюленя производит на свет одного щенка в год (редко - двух), при такой низкой численности смерть каждой половозрелой самки только ускоряет исчезновение вида.

Нефтяники своё участие в истреблении тюленьего стада, разумеется, отрицают. Оказывается, каждый капитан специально проинструктирован на случай, если на его пути встретится лежбище ластоногих. Он обязан обойти их почти за километр и сообщить об этом по рации коллегам. Но насколько точно следуют инструкциям капитаны, остается только гадать.

В Атырау на общественных слушаниях по плану природоохранных мероприятий, запланированных в 2015 году компанией NCOC (оператор месторождения Кашаган), нефтяники заверили присутствующих о проведении постоянного мониторинга с целью своевременного изменения навигационных маршрутов при обнаружении таких лежбищ в зимнее время. Однако известный специалист-ихтиолог Бостан Сулейменов поставил под сомнение практическую пользу таких исследований, и заявил о необходимости вообще прекратить зимнее судоходство. По его мнению, гибель особей просто неизбежна. Но, как тут же парировали нефтяники, остановить зимнюю навигацию задача невыполнимая.

Кроме того, в рамках запланированных работ по исследованию уникального тюленьего стада Каспийского моря, специалисты NCOC продолжат изучения миграционных путей тюленей с использованием спутниковых меток, состояние тюленей, а также состояние их кормовой базы. Эти научно-исследовательские работы начались ещё в 2005 году, результаты которых опубликуют в отдельной книге, выпуск которой состоится в конце этого года.
Всего, на природоохранные мероприятия 2015 года компания NCOC выделяет 2 млрд тенге.

Лев Гузиков
Нашли ошибку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии

Читайте также

В нефтяную ОПГ в Актобе входили силовики

15:49
Азпп
Наверх