Подпишись на новости Times kz!
Шыгыс

USD 335.71 RUB 5.23 EUR 357.36

В каких странах бывшего СССР самый дешевый бензин, выяснили казахстанские журналисты

В каких странах бывшего СССР самый дешевый бензин, выяснили казахстанские журналисты

Правдивость слов заместителя министра энергетики РК проверило издание Kursiv.kz.

После повышения цен на бензин министр энергетики Владимир Школьник дал несколько советов казахстанцам, как им стоит правильно экономить бензин.Высказывания г-на министра вызвали неоднозначную реакцию в обществе. На фоне беспокойств по поводу дефицита бензина и предполагаемого роста цен на него первый заместитель министра энергетики РК Узакбай Карабалин заявил, что даже после повышения цен на ГСМ казахстанцам грех жаловаться, так как они итак покупают самый дешевый бензин среди 40 близрасположенных к РК стран.

Kursiv.kz решил проверить истинность слов замминистра и проанализировал, сколько стоит бензин хотя бы в бывших республиках СССР и действительно ли Казахстан лидер по его дешевизне.

Чтобы снизить накал обсуждения, вызванный словами министра энергетики, Владими Школьник разъяснил свою позицию: «Прежде всего, речь идет о 92-м бензине. Мы потребляем в год бензина 2,8 миллиона тонн, которым пользуется большинство населения страны. А производим его 1,8 миллиона тонн в год. При этом в текущем году наши нефтеперерабатывающие заводы работают с нагрузкой в 105% по отношению к прошлому году. Чтобы снизить эту ситуацию, мы нашли возможность не останавливать на ремонт Шымкентский НПЗ. Он сейчас продолжает работать».

Со своей сторгоны, в кулуарах ХI Казахстанско-российского форума межрегионального сотрудничества Узакбай Карабалин заявил:«Нигде нет дешевого бензина, самый дешевый бензин среди 40 близрасположенных в плане горючего стран только у нас, в Казахстане! У нас даже из-за того что на АЗС ценники самые привлекательные, все проезжающие фуры, дальнобойщики заправляются! Они прекрасно знают о наших ценах, и для них главное –доехать до нас, чтобы залить себе до последней капли казахстанского бензина. А вы знаете, что вместимость бензобаков фур до 1 тысячи литров. К примеру, нацкомпании "КазМунайГаз" поручили продавать дорогой бензин задешево".


В каких странах бывшего СССР самый дешевый бензин, выяснили казахстанские журналисты

1. Латвия

В Латвии торговцев крупных немного –Statoil (Norvegia), Neste (Finland), Lukoil (Russia). Но есть и местные сети – они в основном расположены на трассах в глубине Латвии. Ходовые марки бензина: 95-й и 98-й, 92-го нет давно, с 90-х годов.Конечно, дизель и еще газ. Многие пользуются и бензином, и дизелем. В целом у нас все достаточно стабильно. Колебания, если есть, то на сотые доли евро.По свидетельствам представителей компаний Statoil и NesteOil,работающих в Латвии, существующие сегодня цены на горючеесамые низкие за последние два года. Колебания последнего временисоставляют 1–2 цента за литр марок 95Е, 98Е, дизтоплива и газа.
В некоторых местных сетях в июле-августе падение было до 4–5 центов за литр.
Из-за кризиса 2008–2010 годов многие автомобилистыв Латвии, чтобы сократить затраты на топливо, установили на своих машинах газовые баллоны.
Цены на топливо по данным на 8 октября (в евро за 1 литр):

2, 3. Литва и Эстония

Основной поставщик топлива – нефтеперерабатывающий завод «ОРЛЕН Литва». Нефть поступает по морскому пути, так как 2006 году "внезапно" ветвь от нефтепровода "Дружба", которая шла из России, оказалась неисправной и ремонтируется уже 8 лет. Цены меняются постоянно – они не регулируются. Цена на топливо зависит от цен на мировом рынке на нефти. Ежегодно повышается акциз на нефтепродукты, и топливо дорожает. Акцизы должны сравняться с уровнем в Евросоюзе, поэтому разница в ценах в приграничных зонах провоцирует появление «бензинового туризма»: люди едут в Беларусь или Калининградскую область, где цены ниже, заправляются и едут обратно.

4. Армения

Основные поставщики топлива – CPS и Flash. Вилкацен Regular (470 – 480 AMD), Premium (490 – 500 AMD), 1 USD – 409 AMD. Цены в принципе достаточно стабильны, последний раз менялись в марте 2013г. (немного понизились , 5–6%). На цену сильно влияют два фактора:мировые цены и курс драма по отношению к доллару США.

5. Украина

Крупные всеукраинские сети – это WOG, «Укрнафта», КЛО, ОККО. Из российских компаний на рынке представлены ТНК и «ЛУКОЙЛ».Топливов основномпроизводится в Прибалтике, Румынии, Венгрии и России, а также на украинских НПЗ. В связи с политической конфронтацией с Россией и бойкотом российских товаров продажи бензина на заправках ТНК и «ЛУКОЙЛа»резко упали.

Осенью, по свидетельству пользователей, цены стали расти более быстрыми темпами, чем летом. Рост цен напрямую связан с курсом гривны к другим валютам. По информации Международного энергетического агентства, до 2012 года Украина перерабатывала основную массу нефти на отечественных НПЗ. В первом полугодии 2014 года экспорт российских ГСМ, включая бензин, дизельное топливо и битум в Украину вырос на 150% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. Бензины и дизтопливо, производимые в Украине, на 77% состоят из импортной нефти. Полностью украинского продукта на рынке лишь около 9%. 2,3–2,5 млн украинской нефти добывает компания "Укрнефть", подконтрольная Игорю Коломойскому. Пятую часть этого объема она получает в Западной Украине и распределяет ее между двумя заводами Коломойского– "НПК Галичина" (Дрогобыч) и "Нефтехимик Прикарпатья" (Надвирна).

6. Грузия

Основные поставщики Lukoil (Россия) – 30%, Socar (Азербайджан) – 30%, Wissol (Грузия) – 35% импортирует бензин из Италии и Европы. Другие торговые представители Rompetrol, Gulf, Efix.

7. Азербайджан

Главный поставщик топлива в страну отечественныйSocar. Другие торговые представители отPetrol, Lukoil,Azpetrol. Бензин стоит по маркам дизель – 0,60манат, premium–0,95манат и АИ92 –0,70манат.

8. Молдова


Главные поставщики топлива в страну – российский ЛУКОЙЛ, румынские Petrom-Romania и Rompetrol-Romania. Цены разнятся между собой на 10–15 бани. Последний разцена на топливо дорожала на 10–15 бани. Это произошло около месяца назад.

9. Узбекистан

В последние годы в Узбекистане в связи с падением добычи нефти и сжиженного газа резко начал ощущаться дефицит бензина. В начале 2014 года в стране на несколько дней бензин исчез, даже на крупнейших заправках Ташкента его не отпускали, продавцы пожимали плечами. Потом произошел скачок цен. Только за январь 2014 года цены выросли на 20,5%, причем цены повышались за месяц дважды в начале и в конце. Острый дефицит бензина в Узбекистане продолжается уже несколько лет. В 2010 году после того как власти обанкротили местного монополиста Zeromax, поставлявшего бензин из Казахстана, перебои с топливом стали постоянными. Еще один поставщик – Национальная холдинговая компания «Узбекнефтегаз», закупающая топливо у российского «Газпрома», как правило, имеет серьезную задолженность перед ним, особенно в начале года, что сказывается на дефиците бензина. Крупным и практически основным поставщиком остается «Газпром».Всентября 2013 года узбекская акционерная компания «Узавтосаноат» и нефтяная компания «ЛУКОЙЛ» начали сотрудничать в области производства и продаж моторных масел и технических жидкостей. Еще один крупный поставщик – UzGazOil. С начала нынешнего года цена бензина в Узбекистане выросла, в результате литр бензина марки АИ-80 стала 1670 сумов, АИ-91 – 1835 сумов, АИ-95 – 2020 сумов. Цены стабильно растут последние пять лет, в среднем на 20% в год.

10. Кыргызстан

Ежемесячно Кыргызстан потребляет около 18 тыс. тонн дизельного топлива и 27 тыс. тонн бензина. Основной поставщик ГСМ в Кыргызстан –ОсОО «Газпром нефть Азия». Основными производителями топлива, завозимого в КР, являются четыре российских завода, расположенных в Омске, Уфе, Орске и Салавате. По сведениям Ассоциации нефтетрейдеров Кыргызстана, в которую входят 16 крупных компаний, на долю поставок с этих предприятий приходится свыше 90% бензина, также топливо завозится из Астрахани и Самары. В этом году Кыргызстан переживает настоящий топливный кризис, во многом спровоцированный тем, что Казахстан отказался пропускать нефтепродукты из России в КР. На станции «Луговая» все лето скапливались тонны топлива, что приводит к росту цен на бензин в КР. По словам жителей Бишкека, цены растут буквально каждую неделю. В начале сентября глава Ассоциации нефтетрейдеров КР Медетбек Керимкулов сообщил, что цены продолжат расти в течение осени 2014 года. Сначала 2014 года цены на ГСМ в КР выросли на 5 сомов, или 13%, а на АИ-92 на 20%. Наиболее ходовым бензином остается АИ-92 и Евро-95, которые стоят 47,25 и 50 сомов. Своим проблемы с топливом Кыргызстан пытается решить при помощи Китая, учитывая, что российские НПЗ не справляются с возросшей нагрузкой, что также является одной из причин роста цен и нехватки топлива в Кыргызстане. Китайские компании построили НПЗ проектной мощностью 800 тыс. тонн в год в Кыргызстане. Любопытно, что, несмотря на то, что сама КР испытывает острый дефицит ГСМ, топливо, с построенного китайцами НПЗ, идет на экспорт в Таджикистан и в Афганистан.

11. Таджикистан

Страна практически полностью зависит от поставок из России, крайне малые поставки идут из Кыргызстана. В ноябре 2013 года Россия отменила экспортные таможенные пошлины на нефтепродукты для Таджикистана. Основной поставщик топлива "Газпромнефть". Среди местных компаний выделяется "Умед-88", «Анахито» и «НуриДильшод», которые суммарно занимают около 20% рынка. За семь месяцев 2014 компания "Газпромнефть-Таджикистан" завезла 136,4 тыс. тонн ГСМ. В Таджикистане цены на бензин стабильно растут, начиная с лета 2014 года. Эксперты связывают это с дефицитом на внутреннем рынке России. Цена на бензин марки АИ-95, производимый наОмском НПЗ, этим летом выросла в Таджикистане сразу на 38%. Стоимость бензина марки АИ-92 в первой половине июня по сравнению с маем повысилась на $65 и по отношению к началу года повысилась на $71 за одну тонну. В течение третьего квартала розничная цена на светлые нефтепродукты в Таджикистане возросла на 20%. По данным Министерства экономического развития и торговли Таджикистана, себестоимость одной тонны бензина с учетом транспортных издержек превышает тысячу долларов. До границы с Таджикистаном себестоимость тонны бензина составит $960. При пересечении границы сюда надбавляется 1% таможенных издержек, $70 акциз и 18% НДС. То есть уже до Душанбе себестоимость тонны бензина достигает $1240. Таким образом, розничная цена бензина в Таджикистане не должна превышать 5 сомони (порядка $1). В настоящее время бензин марки АИ-92 на автозаправочных станциях города Душанбе 6,2 сомони ($1,24), АИ-95 – 6,65 сомони ($1,33). В 2013 году было подписано Соглашение о поставках нефтепродуктов из России в Таджикистан. По нему Россия поставляет Таджикистану в год 1 млн тонн нефтепродуктов, без таможенной пошлины. Снята таможенная пошлина с нефтепродуктов из РФ, которая составляла $400 за тонну нефтепродуктов.

12. Беларусь

Разброс цен минимальный, потому что практически все заправки принадлежат государственному концерну «Белнефтехим», частных заправок практически нет, они погоды не делают. Весь бензин – белорусский. Работают 2 современных НПЗ, которые отправляют бензин в Европу. Последний раз цены менялись 2 недели назад на 5%, и это второе подорожание за месяц. К тому же Белоруссия сама поставляет бензин в РФ. Например, за январь-июнь 2014 года Белоруссия направила в РФ 812,566 тыс. тонн высокооктановых автобензинов, что на 35% превышает показатели аналогичного периода 2013 года. Доля импортного бензина из Белоруссии в общем объеме высокооктановых сортов на рынке РФ за первое полугодие 2014 года составила 5,1% против 3,7% в тот же период прошлого года. С 2011 года Белоруссия импортирует российскую нефть беспошлинно, но перечисляет в бюджет России вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты, произведенные из них и проданные в другие страны. С сентября 2014 года государственный концерн «Белнефтехим» привязал стоимость бензина, продаваемого на рынке Белоруссии, к курсу доллара, таким образом, цена литра бензина АИ-92 достигла $1. Белорусское правительство сообщило, что применение индексации розничных цен в зависимости от курса доллара к белорусскому рублю позволит сочетать государственное и рыночное регулирование цен и приблизить действующий в Республике Беларусь механизм ценообразования на автомобильное топливо к мировой практике.

13. Россия

В России четыре основных нефтеперерабатывающих завода – Рязанский НПЗ, Нижегородский НПЗ, Омский НПЗ, «Ярославнефтеоргсинтез». Соответственно основными поставщиками выступают THK–BP, «ЛУКОЙЛ», «Газпром нефть», «Славнефть». Согласно информации Росстата, автомобильный бензин в рознице за 9 месяцев 2014 года вырос в цене на 8%. Индекс потребительских цен за это же время увеличился на 6,3%. Средняя стоимость бензина по России составляет 29,84 руб. за АИ-76, 32,15 рубля за АИ-92, 34,93 рубля за АИ-95 и выше. Дизтопливо стоит в среднем 33,42 руб., при этом цены на дизельное топливо остаются стабильными с начала года. Оно подорожало только на 1%.

Редакция выражает благодарность издательствам «Белорусский партизан» и CA-News, а также жителям упомянутых в обзоре стран за помощь в подготовке выпуска.
Нашли ошибку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии

Читайте также

Мужчина выплатит штраф за самосуд над предполагаемым насильником

15:54

19 автобусов для развозки школьников подарили бизнесмены Шымкенту

14:47

Под стражу в ночь на четверг посадили экс-руководителя управления облспорта Актюбинской области Искендирбека Маханова

13:03

Ругань по WhatsАpp довела мам школьников в Актобе до суда

13:06

Кредитор «за свинью» всадил нож в должника в ВКО

13:30

Сразу два очага культуры открылись 1 декабря в ВКО

15:41
Азпп
Наверх