Подпишись на новости Times kz!
Шыгыс

USD 334.89 RUB 5.28 EUR 361.61

Что несёт казахстанцам новый Закон «О дорожном движении»?

Что несёт казахстанцам новый Закон «О дорожном движении»?

19 октября этого года вступает в силу новый Закон РК «О дорожном движении», вносящий массу жёстких изменений по отношению к автомобилистам.

Нельзя сказать, что документ свалился им как снег на голову. Его первоначальный проект был предложен МВД РК ещё два года назад, и его обсуждение в парламенте страны регулярно муссировалось в республиканской прессе. В итоге в старое издание закона было внесено немало изменений и дополнений, 17 апреля законопроект лёг на подпись главе государства, а 19 апреля его опубликовали официальные СМИ.


«Блатные» номера – в розницу

Начнём с воплощения в жизнь мечты любителей так называемых «блатных» номеров. Теперь не нужно будет искать – кому бы дать на лапу, а можно законно и официально купить приглянувшийся государственный регистрационный номерной знак за определённую сумму. По закону госпошлина за получение обычного госномера на автомашину остаётся прежней – 280% от месячного расчётного показателя (МРП). Зато тарифы на красивые номера, которые уже прописаны в налоговом законодательстве, в десятки раз выше.

Так, номера на автомобили с цифровыми обозначениями 100, 111, 200, 222, 300, 333, 400, 444, 500, 555, 600, 666, 700, 800, 888, 900, 999 оцениваются в 13 700 % от МРП (в настоящее время 1 МРП составляет 1852 тг). А цифровые обозначения 001, 002, 003, 004, 005, 006, 007, 008, 009, 777 оцениваются в 22 800 % от МРП. Номера на мотоциклы и прицепы стоят 140% от МРП, транзитники – 35%, а международный сертификат технического осмотра – 50%.

Недавно на брифинге в Службе центральных коммуникаций при президенте РК председатель Комитета административной полиции МВД Игорь Лепеха сообщил, что реализация таких номеров начнётся «ориентировочно в первых числах ноября».

Кроме того, в общих положениях Закона появились новые термины. К примеру, государственный регистрационный номерной знак – это изделие, являющееся собственностью государства. Видимо, специально для тех, кто сомневался в правомерности их изъятия полицейскими. Номерной знак и ранее не был личной вещью водителя, просто об этом практически нигде не упоминалось.

Мокики возьмут под контроль

Ряд новшеств ожидает и владельцев различных мопедов, квадроциклов и мокиков, способных развивать скорость свыше 50 км/ч. Теперь они несут ответственность за поведение на дороге наряду с другими участниками дорожного движения. Им придётся зарегистрировать авто в административной полиции, приобрести номер, а также получить водительские права. Но до постановки транспорта на учёт им предстоит ещё выучиться в автошколах и сдать соответствующие экзамены. К управлению таким транспортом будут допущены граждане республики, достигшие 16 лет.

Кстати, о правах. Одно из самых интересных новшеств прописано в статье 73 Закона, согласно которому в Казахстане вводятся новые образцы водительских удостоверений – с 7 категориями и 6 подкатегориями.

Например, к подкатегории А1 относятся мотоциклы, трициклы, квадроциклы и мопеды с максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч, с рабочим объёмом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт.

Что несёт казахстанцам новый Закон «О дорожном движении»?

В автобусах появится «тревожная кнопка»

Законом конкретизированы основания и порядок запрета эксплуатации транспортных средств, требования обеспечения безопасности при эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте, а также основания запрета выпуска транспортных средств на линию и допуска к управлению транспортных средств водителей.

Например, согласно статье 34, все транспортные средства, используемые для перевозок пассажиров и багажа, а также опасных грузов, должны быть оснащены кнопками для вызова служб помощи. Причём в обязательном порядке! А вот решение, оснащать ими или нет личные автомобили, которые не занимаются пассажирскими или грузовыми перевозками, оставляется на усмотрение их хозяев. Как будет работать это, безусловно, полезное нововведение на деле – неясно. Аналога российского ГЛОНАСС в Казахстане пока фактически не существует.

Статья 29 Закона регламентирует сроки повторного медицинского осмотра автомобилистами и гласит, что водители механических транспортных средств, выполняющих перевозки пассажиров, опасных грузов, должны проходить его через каждые три года, а достигшие пятидесятилетнего возраста – ежегодно. Водители механических транспортных средств, достигшие 65-летнего возраста, и водители-инвалиды – через каждые два года.

Лишённым водительских прав эта же статья дозволяет проходить повторный медицинский осмотр перед восстановлением водительского удостоверения не ранее чем за один месяц до истечения срока лишения права управления механическими транспортными средствами. Причём, согласно новому закону, досрочно направить водителя на медкомиссию могут как полицейские, так и работодатель.

Отдельного внимания заслуживает запрет на эксплуатацию транспорта с нанесёнными на кузов аэрографическими трёхмерными рисунками.

Пресловутая доверенность

В октябре вступает в силу ответственность за отсутствие регистрации доверенности на авто. Данное нарушение будет подпадать под статью Административного кодекса «Нарушение иных требований, предъявляемых к участникам дорожного движения», которая влечет за собой предупреждение или штраф в размере ½ МРП – 926 тенге.

Раньше обязанность регистрации лица, управляющего автомобилем по доверенности, в законе была, но самой ответственности не было. Как сообщалось в республиканских СМИ, в настоящее время разрабатывается система электронной базы данных и системы дистанционной регистрации доверенностей.

Это сделано с целью выявления лица, управляющего автомобилем, скажем, в момент нарушения, зафиксированного камерой на дорогах. Зачастую владелец авто наотрез отказывается платить штраф, утверждая, что машиной управлял тот или иной человек «по доверенности».

Согласно новому Закону «О дорожном движении», доверенности на управление транспортными средствами по волеизъявлению сторон могут быть в письменной форме, то есть без нотариального заверения. Зарегистрировать доверенность можно вне зависимости от места жительства владельца и «прописки» транспортного средства.

Кстати, доверенность на авто в Казахстане скоро может заменить страховой полис, но пока это предложение находится на стадии обсуждения.

Статья 76-ая также разрешает управлять транспортным средством в присутствии владельца на основании его волеизъявления без оформления письменной формы сделки. Но запрещает

управление транспортным средством лицом, которому данное транспортное средство передано во временное владение и пользование, без его регистрации и учёта.


Остановка по требованию

Разработчики Закона, наконец-то, достаточно чётко расписали основания для остановки транспортного средства полицейскими – статья 52-ая. Приведём её полностью. Итак:

1. Основаниями остановки транспортного средства по требованию сотрудника органов внутренних дел являются:

1) нарушение водителем транспортного средства требований настоящего Закона и (или) Правил дорожного движения, в том числе зафиксированное техническим средством фиксации нарушение правил дорожного движения;

2) работа по розыску угнанных, похищенных транспортных средств, а также транспортных средств, водители которых скрылись с мест дорожно-транспортных происшествий, иных преступлений, связанных с использованием транспортных средств;

3) необходимость предоставления транспортного средства в случаях, предусмотренных подпунктом 7) пункта 3 статьи 54 настоящего Закона (имеется в виду доставка пострадавшего в больницу и т. д.);

4) проверка у водителя документов, предусмотренных подпунктом 1) пункта 3 статьи 54 настоящего Закона (стандартный набор: права, техпаспорт, страховка, техосмотр, доверенность и т. д.), на стационарных постах полиции, а также при проведении оперативно-профилактических мероприятий;

5) проверка документов на перевозимый груз на постах полиции и контрольно-пропускных пунктах. В период проведения специальных мероприятий допускается остановка транспортных средств вне постов полиции с целью проверки документов на перевозимый груз;

6) выполнение решений уполномоченных на то государственных органов или должностных лиц об ограничении или запрещении движения;

7) необходимость опроса водителя и (или) пассажира (пассажиров) об обстоятельствах совершения дорожно-транспортных происшествий, административного правонарушения, преступления, очевидцами которых они являются;

8) регулирование дорожного движения.

2. Остановка транспортного средства по требованию сотрудника органов внутренних дел по основаниям, не предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, запрещается.

Наряду с этим достаточно резонансным нововведением Закона «О дорожном движении», пожалуй, является статья 23-ая. Пункт десятый части первой этой статьи гласит, что выход водителя и пассажиров из машины без разрешения полицейских, а равно невыход из нее по их требованию, карается штрафом в 5 МРП (9 260 тг). Как недавно заявил сам министр внутренних дел РК Калмуханбет Касымов, эта законодательная норма принята «с целью обеспечения минимальных гарантий безопасности для сотрудников полиции».

Что несёт казахстанцам новый Закон «О дорожном движении»?

Пока без скидок

Кодекс об административных правонарушениях РК (КоАП) вновь подвергся серьёзному пересмотру. Обещанных скидок за уплату штрафов в течение суток казахстанские автовладельцы в новом законе пока так и не дождались. Позже было объявлено, что возможность срочной уплаты штрафа с 50%-й скидкой появится только в 2015 году. Нововведение предусмотрено в проекте нового административного кодекса, который ещё не введён в действие. Зато суммы штрафов и сроки лишения прав по многим позициям изрядно подросли. Напомним, часть штрафных санкций в Казахстане начала действовать ещё с 30 апреля текущего года.

В целом, усиливается ответственность практически по всем составам правонарушений в области дорожного движения. Так, например, вводится административная ответственность за нарушение правил стоянки и остановки в местах, отведённых для инвалидов. С принятием закона водитель,

трижды уличенный в разговоре по мобильному телефону при управлении автомобиля, будет лишаться права управления на полгода.

Кроме того, действующее взыскание в виде административного ареста на 15 суток за вождение автомобиля в нетрезвом состоянии и лишения права управления транспортными средствами сроком на 10 лет за повторное совершение этих же действий после истечения срока административного взыскания усилено и заменено на административный арест на 30 суток и лишение права управления транспортными средствами сроком на 15 лет.

Это далеко не всё, что ожидает казахстанских водителей с введением нового Закона «О дорожном движении», текст которого стоит внимательно проштудировать на специализированных сайтах. И не нарушать.

Лев Гузиков
Нашли ошибку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии

Читайте также

ЕС исключил все авиакомпании Казахстана из "черного списка"

17:34

Раскрыты подробности о прошлом крупнейшего острова Земли

09:12

Казахстанская боксерша может получить роль в сериале "Игра престолов"

16:14

В Актобе суд оправдал спортсменку, обвиняемую в убийстве мужа

17:03

В Зайсане произошло землетрясение силой 3 балла

11:41

Ученые предрекли скорое вымирание жирафов

09:13
Азпп
Наверх