Подпишись на новости Times kz!
Базар

Россияне начинают тратить сбережения

Россияне начинают тратить сбережения

Граждане РФ переключились на приобретение крупных товаров.

Покупки россиян похожи на предкризисные действия, а инфляционные ожидания снижают и без того невысокую долю сбережений российских семей. Соотечественники переключились на покупку крупных товаров, что вполне соответствует классическому поведению перед спадом, считают экономисты.

«Пока есть деньги»

Россияне боятся девальвации рубля и роста цен, поэтому тратят деньги как перед кризисом. Опрос ЦБ зафиксировал в сентябре максимальную за всю историю наблюдений склонность населения к крупным покупкам.

Рост потребительских цен ускоряется, и это становится заметным все большему числу потребителей. По сравнению с августом, на который пришлось введение продовольственного эмбарго, доля россиян, которые отметили ускорение роста цен, выросла на 6 п.п., до 34%, согласно опросу 2000 человек, проведенному по заказу Банка России 1522 сентября. Это меняет потребительское поведение: люди стремятся успеть купить товары, пока цены на них не выросли еще больше. Доля респондентов, которые считают, что сейчас хорошее время для крупных покупок, увеличилась на 2% по сравнению с августом, также до 34% это максимальное значение за всю историю наблюдений, признаются в ЦБ.

Опубликованный на прошлой неделе опрос от Сбербанка CIB показал, что крупные покупки единственный компонент спроса, демонстрирующий рост: с минус 14% в июне до минус 12% в сентябре. «Вероятно, это отражает опасения населения, связанные с инфляцией и ослаблением рубля, а также с общей нестабильностью в экономике», пишут аналитики.

Росстат также уже второй квартал подряд фиксирует максимальные с третьего квартала 2008 года значения индекса благоприятности условий для крупных покупок, следует из обзора потребительских ожиданий в России в третьем квартале 2014 года от 7 октября.

«Всякий раз, когда рубль обесценивается, население предпочитает мобилизовать ресурсы на покупку дорогих и крупных товаров, понимая, что завтра может быть еще хуже», объясняет директор центра анализа доходов и уровня жизни населения ВШЭ Лилия Овчарова. «Основная причина роста потребления крупных товаров неопределенность в отношении будущего курса валюты», соглашается главный экономист Deutsche Bank Ярослав Лисоволик.

Руководитель направления анализа и прогнозирования макроэкономических процессов ЦМАКП Дмитрий Белоусов вспоминает, что также вели себя потребители в 2008 году: «Когда население начинает чувствовать, что скоро будет волна кризиса, люди начинают в режиме «пока есть деньги» экстренно производить крупные покупки, чтобы избегать их в более поздний период». На это же указывают Лисоволик и Овчарова.

Источник: РБК
Нашли ошибку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии

Читайте также

В сети представили карту самых опасных стран в мире

09:14

Умер актер Алексей Петренко

09:12

Порошенко увидел угрозу полномасштабной войны с Россией

09:15

NASA обнаружило три пригодные для жизни планеты

09:09
Азпп
Наверх