
На бумаге – одно, а на деле – другое. Так выполняется в Уральске Кодекс «О здоровье народа». Инвалиды первой группы рассказали корреспонденту шокирующие факты.
Пациенты из Западно-Казахстанской области, поддерживающие свою жизнь посредством искусственной почки, которым (как и всем гражданам Казахстана) государство гарантирует бесплатное лечение, качественную помощь и право выбора места проведения процедур, пожаловались в редакцию Times kz на вопиющие нарушения их прав. Корреспондент выехал в Уральск, чтобы на месте оценить ситуацию. Если прислушаться к людям внимательнее, то для прокуратуры работы здесь непочатый край.
- В ноябре будет 4 года как я вынуждена сидеть на аппарате искусственной почки, - начала свой рассказ Наталья Кудряшова, получавшая гемодиализ в уральском центре «Нефрос-Азия». - Из-за моего очень низкого давления у меня всегда было жуткое самочувствие. Так вот, я все время бегала за врачами и медсестрами, жаловалась, просила сделать мне какой-нибудь укол. Но врач только ходил и для вида интересовался о нашем самочувствии. Однажды я ответила ему, что уже полудохлая и ощущаю себя на грани. Он только отшутился, мол, полудохлая - значит полуживая, и ушел. Вот и вся была помощь.
Следует отметить, что люди, страдающие почечной недостаточностью, являются инвалидами 1-ой группы, им законом гарантирована бесплатная медпомощь. К сожалению, сегодня в каждой области Казахстана таких больных очень много, важно отметить, что у каждого из них своя история болезни, а значит, и работать медики должны с каждым индивидуально.
Существует протокол, где прописано все, что обязаны предоставить гемодиализным пациентам. Вышло так, что многие дорогостоящие препараты, способные действительно улучшить самочувствие Натальи Кудряшовой, в этот список не попали. Вмести с тем, на одного пациента из госбюджета в год выделяется около 4 миллионов тенге.
- Мне нужно во время фильтрации еще охлаждать кровь, чтобы сильно не падало давление, - объясняет Наталья. - На гемодиализе я лежу по 4 часа, в это время мне холодно. В «Нефрос-Азии» даже не могли дать мне второго одеяла, говорили, что не положено. У них мне было до того плохо, что я даже покупала себе обезболивающие таблетки.
По словам Натальи, руководство «Нефрос-Азии» взяло со всех пациентов расписки о том, что не несет ответственности за их жизни вне стен гемодиализного центра. У больных сложилось впечатление об исключительно потребительском отношении к людям. «Они не делают все возможное, чтобы пациенту было как можно лучше, они оказывают только тот минимум услуг, необходимый чтобы никто не придрался», - считают инвалиды.
Оказалось, что «Нефрос-Азия» действительно многие годы могла позволить себе так относиться к людям, потому что компания была чистой монополией на рынке. А это значит, что права выбора люди не имели и даже не подозревали, что так быть не должно. Президент Казахстана постоянно говорит о здоровой конкуренции, ведь именно в ней рождается и качество, и достойный сервис. Почему те, кто в Уральске отвечает за здоровье, не слышат призывов главы государства, остается только догадываться.
Сейчас Наталья лечится в «Биосе», открывшемся в Уральске в ноябре прошлого года.
- Тут по настоящему ухаживают, заботятся о нас и не жалеют одеял, - с улыбкой заметила Наталья Кудряшова. - Те дорогостоящие препараты, по 10-15 тысяч, они мне их колют бесплатно. Чувствую себя теперь замечательно, даже смогла отказаться от обезболивающего.
В «Биос» Наталью пригласил бывший пациент «Нефроса» Николай Повытчиков.
- Целых полтора года в «Нефросе» я мучился, - возмущается мужчина. - Чувствовал себя ужасно из-за всегда высокого давления, в отличие от Наташи. В «Нефросе» главный врач Темирхан Муратов либо ничего не мог с этим поделать, либо попросту не желал заморачиваться. Врачам из «Биоса» удалось привести мое давление в полнейшую норму. Когда тебе уже второй год постоянно плохо, и вдруг это резко проходит, ты как будто заново обретаешь вкус к жизни, - говорит Николай, который буквально убежал из «Нефроса» сразу же, как узнал про «Биос».
- Тут все приспособлено только для того, чтобы нам было хорошо. Я насчитал огромное количество положительных отличий в «Биосе». Начнем с того, что продумано размещение самих диализных залов. Тут окна выходят на север, и летом не так уж жарко, плюс никто не экономит на электричестве, и по необходимости кондиционеры всегда включаются. А в «Нефросе» не догадались даже до этого, их диализные залы выходили окнами на запад. Поэтому летом всегда было ужасно жарко и нечем было дышать. Кондиционеры нам никогда не включали. А в коридорах не стояло ни одной кушетки, так что все сидели своими пятыми точками на лестничном марше, ожидая диализа, - сравнивал Николай Повытчиков. - Что касается еды, то опять-таки в «Нефросе» кормили, что называется, для галочки, наверное, максимально тенге на 200. Давали то, что невозможно было есть. Многие и не ели. Я как-то высказал диетологу, что не все же деньги надо класть в карман, что-то ведь и людям должно оставаться. Но сотрудники чаще игнорируют и вообще предпочитают лишний раз не общаться с пациентами.
Очень благодарен медперсоналу «Биоса», они относятся к нам с пониманием, с уважением. Я чувствую, что не безразличен им, и это очень согревает мне душу. Главный врач «Биоса» за время сеанса по 3-4 раза подходит к каждому из нас. Обязательно подстраивает оборудование под текущее наше состояние. Я лично чувствую себя практически здоровым по окончанию сеанса и на следующий день остаюсь бодрым и энергичным. Все больные Западно-Казахстанской области просто обязаны «Биосу», еще и потому что теперь в «Нефросе» тоже грянули большие перемены.
Больные утверждают, что после того, как компания «Нефрос-Азия» перестала быть монополией, она вынуждена следить за качеством своего сервиса. Сейчас она переехала в новое здание, построенное на территории областной больницы. По словам Николая Повытчикова, там теперь появились кушетки в коридорах и телевизоры, что в центрах «Биоса» много лет считается нормой. Завезли около десятка новых аппаратов гемодиализа. Но все же, что очень плохо, до сих пор экономят на препаратах.
- Наше самочувствие во многом зависит от качества диализа, а старое оборудование «Нефроса» без конца ломалось. За последние два месяца, что я был там, мне трижды не доделывали диализ, потому что ломался аппарат. И не разрешали продолжить ни в следующую смену, ни на следующий день. Приходилось терпеть и мучиться. Так что я не получал даже гарантированный объем медицинской помощи, а ведь государство платило в полном объеме.
Другая пациентка «Нефроса» вообще считает, что ее подруга, соседка по больничной койке, умерла из-за безразличия врачей. Гульфия Суханбердина рассказала, как на протяжении недели, на глазах у всех ухудшалось состояние ее подруги, когда она заболела гриппом.
- Мы проходили с ней на диализ 8 лет. Может быть, она бы еще ходила, но она загрипповала, а ее не вылечили. Их принцип, как я поняла, они все сделают во время гемодиализа: и уколами напичкают, лишь бы только ты отлежался, чтобы при диализе ничего не случилось - и домой. А дома что с вами будет - их не волнует. Вот зачем они заставляли нас писать расписки. Почему ее вовремя не положили в Областную? В конце недели она пришла уже еле-еле. Следующий диализ - ее уже нет. Скончалась от пневмонии, сказал мне потом Темирхан Муратович, главврач «Нефрос-Азии».
Сама Гульфия многие годы страдала от зуда во время диализа. Как только ее подключали к аппарату, сразу начинало чесаться все тело. Для нее это было невыносимо, она расчесывала себя буквально до крови.
- В последнее время я уже молилась, чтобы кончились эти муки. Я очень сильно хотела умереть, но к счастью появился «Биос». Я перешла в начале года в очень плохом состоянии. Меня отправили пролечиться в Актобе. Там после нескольких продленных 5-часовых сеансов у меня прошел зуд, я почувствовала облегчение. Я пролежала там месяц и вернулась в Уральск, продолжаю получать диализ в «Биосе» и чувствую себя превосходно. И если какие-нибудь силы попытаются закрыть наш «Биос», я буду писать в Министерство здравоохранения, я пожалуюсь самому Нурсултану Назарбаеву.
Дело в том, что на протяжении почти года «Биос» не мог получить государственный тендер. Из-за непонятной ситуации с госзаказом, существование «Биоса» в Уральске стояло под вопросом, вдобавок «Нефрос», по словам многих пациентов, без конца «стреляет в колеса».
- Когда я решила перейти в «Биос», главврач «Нефрос-Азии» Темирхан Муратович начал было меня отговаривать, но я сразу сказала, мол, на вас не обижаюсь, но у меня живого места на теле не осталось, у меня зуд я не могу больше лежать на вашем диализе. И он молча дал мне выписку.
Гульфия рассказала, что там всех уговаривают остаться.
- Говорят своим пациентам, чтобы ни в коем случае не переходили в «Биос», что там плохие аппараты, плохая вода и так далее. Там всего один врач, там за вами смотреть никто не будет, тут у нас Областная под боком. Уговаривали и до сих пор уговаривают, - рассказывает женщина.
К слову, как на перечисленные факты смотрят в уральском облздраве, ведь это прямое нарушение Закона «О конкуренции», корреспонденту узнать не удалось, так как во время командировки ни руководителя, ни его заместителя обнаружить на работе не удалось. Но от этого жалоб гемодиализных больных не становится меньше.
Когда в «Нефросе» был Николай Повытчиков, он тоже слышал от главврача, как он сам выразился, откровенные глупости.
- Про «Биос» из уст директора Муратова я слышал следующее: «Ну, понимаете, вот открылся "Биос" - это наши конкуренты. Вот, если вы уйдете, а вам там не понравится, потом придете назад, мы уже будем думать, брать вас или не брать». Хотя законом прописано, что гемодиализные больные имеют право выбора любого подобного центра в стране.
- Те, кто только заболел, попадают в Облбольницу, там их берут и сразу привозят в «Нефрос» и говорят, вот будете ходить сюда, про «Биос» они молчат, - продолжает Николай. - У нас есть один новенький, он говорил, что его также привезли в «Нефрос-Азию» и сказали, мол, будешь ходить сюда. Но он парень неглупый, там и тут посмотрел и выбрал лучшее. Но таких больных, мыслящих, очень мало. Больные, в основном, запуганные. Мы знаем, что 10 месяцев они в пользу «Нефроса» душили «Биос». 10 месяцев «Биос» оказывал нам помощь за счет своего бюджета. Против «Биоса» сейчас ведется большая война.
Встретился корреспондент и с новым пациентом «Биоса» Нурланом Ермагамбетовым.
- В Областной больнице действительно сразу ведут в «Нефрос-Азию», - не стал скрывать он. - Тех, кто знает закон, они еще побаиваются, а тех, кто законов не знает, не грамотные, в основном из поселков, они на них прям давят. Заставляют идти именно в «Нефрос», а то не примут в больницу. Под страхом многие слушаются. Вот если пойдете в «Биос», дескать, мы вас лечить не будем, если что - будете ездить в Актюбинск, там пятое десятое… Мне такое сказали, я возмутился, спросил: на каком основании вы меня не примите? «Нет, мы вам ничего не говорим, просто желательно было бы вам идти в "Нефрос-Азию"», - говорили мне. Через несколько дней после этого, моей супруге позвонила Салтанат Кадешевна, лечащий врач-нефролог Областной больницы и спрашивала, почему я не пошел в «Нефрос». У меня такое ощущение, что они не лечат, а специально калечат, и на этом тупо бабки зарабатывают. Вот и всё! - рассказывает мужчина.
Несколько экспрессивные высказывания инвалидов лишь подтверждают догадки редакции – наболело. Но самое плохое, что ситуация переросла в тенденцию. Чьи же интересы лоббируют государственные люди, и каков в этом их личный интерес? Эти вопросы мы адресуем уральской прокуратуре, возможно, государево око сможет прояснить вопросы, накопившиеся у больных, которые вместо покоя и лечения получают лишь нервотрепку и испытывают давление.