
По делу о похищении проходит трое подсудимых, хотя в суде рассказывают о четверых.
Такое заявление сделал в суде Актобе Нурлан Умербеков, которого обвиняют в пропаганде терроризма, похищении человека и вымогательстве.
Нурлан Умербеков рассказал на процессе, что знает потерпевшего Каната Мухитова восемь лет. Из них семь они провели в колонии строгого режима города Жем.
- Каждый день мы с Мухитовым за одним столом сидели, - объяснял Нурлан Умербеков. - Я знал, что у него есть квартира. Такое в колонии не утаишь. Вымогать у Мухитова 5 миллионов тенге я никак не мог, потому что знал: у него денег нет.
Обвинения в пропаганде терроризма Нурлан Умербеков тоже отрицал.
- Я отправлял видеоматериалы только одному человеку. И в них не было призывов к терроризму. На одном из них показывали бомбежку в Сирии, на втором шла проповедь Халида Ясина. В ходе досудебного расследования моего знакомого из «ВКонтакте» не опрашивали. Мне не известно его настоящее имя, он зарегистрировался во «ВКонтакте» под псевдонимом, как и я.

Потерпевший Канат Мухитов утверждает, что его похитили, били и вымогали у него 5 миллионов.
Нурлан Умербеков пояснил, что понятия не имел, что ИГИЛ признали в Казахстане террористической организацией и запретили. Видеозаписи он скидывал приятелю во «ВКонтакте» в мае и в сентябре прошлого года.
Адвокат подсудимого акцентировал, что Есильский районный суд Астаны признал ИГИЛ террористической организацией только 15 октября 2015 года. А значит, Нурлан Умербеков не мог знать, что проповедники и видео этой организации опасны для общественности.
Что касается обвинения в возбуждении религиозной розни, то Нурлан Умербеков назвал его надуманным.
- Меня обвинили по словам в частной переписке. Я переписывался с чекистом, он был активным собеседником и наталкивал меня на возбуждение религиозной розни. Я только слушал и все.
Обвинение в похищении Каната Мухитова подсудимый тоже не признал.
- Я даже не думал, что Мухитов пойдет в полицию и нас оговорит, - признался Умербеков.
Суд продолжается.
Татьяна Токарь