В августе прошлого года в городе Кульсары (райцентр Жылыойкого района) подрались парни из разных микрорайонов и решили затем продолжить выяснение отношений, как говорится, «толпа на толпу». Собрав единомышленников по принципу района проживания, противоборствующие стороны сошлись у небольшого мостика, прихватив огнестрельное оружие.
В вооружённой разборке участвовало несколько десятков человек. В итоге, двое местных жителей (оба 1994 года рождения) получили огнестрельные ранения. Один из них скончался в реанимационном отделении больницы.
Перестрелка вызвала широкий общественный резонанс. Полицейская пресс-служба заявила, что оперативникам удалось в течение трёх суток установить всех участников «разборки» и задержать шестерых подозреваемых. Более того, в ходе расследования в степи был найден тайник с оружием. В арсенале находилось три охотничьих ружья, два обреза и десяток патронов.
Вообще, кульсаринцы – нередкие фигуранты полицейских сводок. И если лет 30 назад местные жители сходились стенка на стенку с топорами да вилами, то нынешняя молодёжь решает проблемы со стволами в руках.
Так, например, по данным полиции, в период с января 2010 по январь 2015 года в Жылыойском районе зарегистрировано 23 преступления с применением огнестрельного оружия. По ним были возбуждены уголовные дела по статьям «Убийство», «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью» и «Хулиганство» УК РК. Официально считается, что практически все эти преступления раскрыты и злоумышленники понесли заслуженное наказание. Только всегда ли истинных преступников арестовывает полиция?
В данном случае после расследования кульсаринского огнестрела на скамье подсудимых оказались двое – Жаксыгали Сыдыков и Нургельды Батырханов. Оба из одного микрорайона, друзья, вот только статьи Уголовного кодекса разные. Сыдыкова обвинили по статье 343 – «Недонесение о преступлении», а Батырханову вменили «Убийство», «Незаконное хранение, ношение оружия», а также «Покушение на убийство». По версии следствия, именно Батырханов одного ранил, а второго насмерть застрелил из ружья. Сыдыков же находился в этот момент рядом с Батырхановым и, зная о совершенном особо тяжком преступлении, не заявил об этом в полицию. В итоге, специализированный суд по уголовным делам приговорил Сыдыкова к 4 годам лишения свободы в колонии общего режима, а Батырханова – к 16 годам на строгом режиме.
«Вина подсудимых доказывается показаниями потерпевших, свидетелей, признательными показаниями осужденного С., протоколами осмотра места происшествия, проверкой показаний на месте, заключениями судебно-медицинской, судебно-баллистической, судебно-биологической, судебно-молекулярно-генетической экспертиз и иными исследованными на судебном следствии материалами уголовного дела», - отмечено в приговоре.
Между тем, следствие с судом прошли не столь чинно и гладко, как это выглядит в официальных сообщениях ведомств. В суде первой инстанции, когда процесс только набирал обороты, адвокат Батырханова - Нурлан Жолболов - заявил о непричастности своего подзащитного к инкриминируемым ему преступлениям и обвинил следователя в фальсификации материалов уголовного дела.
По словам Н. Жолболова, защищать Батырханова он взялся, когда дело уже передали в суд. И ему стало известно, что Сыдыков после задержания написал явку с повинной, где якобы дал признательные показания о том, как стрелял и последствия своего выстрела. Вскоре эта явка с повинной, а также протокол первого допроса исчезли из уголовного дела, и Сыдыкова обвинили просто в недонесении о преступлении. Батырханов же изначально и до сих пор вину не признаёт, хотя не отрицает факт своего присутствия в толпе.
- Да, мой подзащитный там был, но ни в кого не стрелял. У следствия нет ни одного доказательства его причастности к преступлению, но в итоге ему «впаяли» 16 лет, - возмущён Жолболов.
Более того, адвокату удалось раздобыть исчезнувшую явку с повинной и протокол допроса Сыдыкова. Вышло это довольно просто. Все эти документы сохранились в суде Жылыойского района, который по ходатайству следователя Асылбекова выдавал санкцию на арест. Получив такие «убойные» доказательства, защитник поспешил их положить на стол судьи Жумагали Ташимова, но на приговор это никак не повлияло.
- На вопрос о происхождении явки и протокола следователь Асылбеков не смог дать суду вразумительные объяснения. Подсудимый Сыдыков по этому поводу просто промолчал. Я также обратился с заявлением о привлечении следователя к уголовной ответственности, однако спецпрокуратура в рекордный срок - пять дней – «расследовала» и вынесла отказ в возбуждении уголовного дела за отсутствием состава преступления. При этом спецпрокурор даже не потрудился опросить меня, как заявителя, и взглянуть на документы, - говорит Жолболов.
По его словам, обвинение по делу не выдерживает никакой критики. К примеру, впервые в истории судопроизводства Атырауской области (а может, и во всём Казахстане) засекреченный свидетель обвинения был по ходатайству адвоката рассекречен судом и рассказал, что полицейские якобы оказали на него давление и получили «нужные» показания. Кроме того, ни баллистическая экспертиза, ни дактилоскопия не указывают на причастность Батырханова к убийству.
Не согласна с выводами следствия, а также приговором суда и мать убитого в перестрелке жителя Кульсары, которая наряду с Жолболовым обжаловала его в апелляционную инстанцию. А выживший после ранения молодой человек и вовсе заявил суду, что получил огнестрел где-то в другом месте и попросил его «больше не таскать по этому делу».
Рассмотрение жалобы началось на днях в апелляционной коллегии по уголовным делам Атырауского областного суда. Накануне адвокат Жолболов распространил в Facebook видеообращение к общественности, прокурору области Галымжану Тогизбаеву и председателю облсуда Маргулану Бектурганову. В нём адвокат, в частности, назвал приговор преступным и выразил сомнение в объективности дальнейшего судебного разбирательства.
Первое же заседание коллегии началось со скандала, когда адвокат заявил отвод председательствующей судье Татти Уалиевой. По словам Жолболова, судья Ташимов до вынесения приговора заходил с томами уголовного дела в здание областного суда, что зафиксировано родственниками осуждённого. На этом основании адвокат предположил, что Ташимов мог советоваться с Уалиевой.
Ходатайство об отводе рассмотрели коллеги Уалиевой, судьи Раиса Аккулова и Сандугаш Сулейменова, и оставили его без удовлетворения.
Осуждённого на 4 года Жаксыгали Сыдыкова защищает адвокат Тлек Хамитов, который пока не комментирует скандальные заявления коллеги.
- Это касается интересов моего подзащитного, поэтому сейчас я комментировать не могу. Суд дал по этому поводу оценку. По результатам исследования материалов и доказательств вынесен приговор. Судьи апелляционной коллегии также дадут свою оценку, - сказал адвокат Хамитов.
Следующее заседание апелляционной коллегии назначено на 1 июля.
Лев Гузиков





