
Полиция ВКО просит помощи у СМИ и заявляет о необходимости изменения законов.
В Восточно-Казахстанской области растет число погибших от злоупотребления наркосодержащими веществами. Если в 2014 году свой жизненный путь так закончили 34 человека, то в 2015 их уже стало 36.
На эту статистику обратили внимание даже в МВД. Но не потому, что плохо действуют местные наркоборцы, с этим, как раз, всё наоборот.
– Мы значительно снизили трафик героина в регион, нас пока минует волна «синтетики», захлестнувшая Россию, в том числе наших соседей – Новосибирск, Алтайский край. Синтетическую марихуану и спайсы туда поставляют из Китая и с Запада. В ВКО другая беда – выросло производство наркотиков кустарным способом. Как следствие, в области увеличилась и смертность от отравлений ими, – сообщил начальник УБН ДВД ВКО Эдеш Рахимжанов
Основным составляющим самодельного зелья стали семена пищевого мака, который используется в кулинарии. В связи с этим стоимость килограмма мака за последние 3-4 года в области выросла, как отметил полковник полиции, с 500 тенге до 5-8 тысяч. И девальвация тут ни при чем. Героин из-за сокращения трафика подскочил в цене, и местные наркоманы переориентировались на мак.
Если так называемая маковая соломка, как и героин, находится вне закона, то продажа семян не запрещена. Однако известно, что полная очистка семян невозможна, чем и пользуются наркоманы. В результате сия кулинарная приправа значительно осложнила работу полицейских, так как трудно ловить черную кошку в темной комнате.
– Проблема в том, что все компоненты для изготовления наркосодержащего раствора продаются легально. В их качестве наркозависимые граждане покупают мак, растворители, аммиак и кодеинсодержащие препараты, которые им без рецепта отпускают недобросовестные аптекари. «Варят» все это в антисанитарных условиях и таким образом полученную смесь используют внутривенно. Организм, в конце концов, и не выдерживает, – отметил Э. Рахимжанов.
Насколько ядовита эта смесь, свидетельствует тот факт, что в ВКО были случаи, когда малые дети, проживавшие в квартирах этажом выше неблагополучных соседей, получали отравления парами зелья, которое те варганили у себя на кухне.
Запретить продавать мак хозяевам магазинов полицейские не могут – нет такого закона, а воспитательные беседы на них не действуют. Средства бытовой химии – тоже вещь в хозяйстве нужная.
Словом, наркоманы устроились очень удобно. В одном магазине, которые сейчас, как правило, смешанные, они покупает все сразу: мак, растворитель и аммиак. Все знают зачем, но продают. Полицейские же привлечь могут только в момент конечного процесса, а за ним еще застать надо.
– Маковый вопрос назрел на законодательном уровне, нужны какие-то поправки. В этом вопросе надеемся на поддержку СМИ и общественных организаций, – отметил Эдеш Оралгазыевич.
В настоящий момент в РК нет даже стандарта, регламентирующего сорность мака. Раньше по советским гостам она не могла быть выше 3%. Сейчас, как говорят специалисты-фармацевты, она может превышать этот показатель в десятки раз: никто же не проверяет. Чем больше сорность, тем легче использовать эту, вообще-то, безобидную приправу из области кулинарии для приготовления кустарного наркотика, чрезвычайно опасного для здоровья.
Надежда Михеева