Шыгыс

USD 336.23 RUB 5.28 EUR 360.3

Ученые заявили о возможности существенного продления жизни

Медики из Соединенных Штатов пришли к выводу, что жизнь мышей можно продлевать на 35–42%. В обозримом будущем можно будет проверить эту методику и на пожилых людях.

Детально с результатами экспериментов можно ознакомиться в издании Nature. В центре внимания нового исследования оказались «дряхлые клетки», которые потеряли способность к делению. Удалив их из организма грызунов, ученые смогли продлить жизнь последних примерно на треть. Кроме этого, снизилась вероятность развития у мышей онкологических заболеваний.

Исследователь Ян ван Дёрсен (Jan van Deursen) вместе с коллегами наблюдал за престарелыми грызунами. При этом фиксировались изменения в работе их генов, белков и прочих компонентов клеток. Выяснилось, что у «уходящей на пенсию» клетки, которая перестает делиться, активируется ген Cdkn2a. Он ведет к необратимым изменениям, которые в итоге способствуют еще большему старению клетки. Ученые решили резко снизить количество таких клеток и посмотрели, что произойдет с подопытными. Для этой цели ген Cdkn2a был модифицирован: его активация приводила к тому, что «дряхлые клетки» специальным образом помечались, а кроме того, они «кончали жизнь самоубийством».

Одним мышам давали обычную пищу, а другие получали еду со специальным препаратом AP20187, который и уничтожал старые клетки. Уже через две недели в организме получавших препарат грызунов их количество снизилось в восемь раз. Но главным оказалось то, что такой опыт хорошо сказался на самочувствии подопытных. Жизнь мышей продлилась на треть, а шансы на развитие таких болезней, как рак и катаракта, ощутимо уменьшились.

Сами ученые говорят, что данная процедура совершенно безвредна для организма, а это дает надежду на то, что в обозримом будущем можно будет проверить методику на пожилых людях. Однако до этого момента исследователям предстоит провести ряд дополнительных опытов.

Как известно, перед началом клинических испытаний в качестве подопытных очень часто выступают именно мыши. Причиной этого является то, что гены людей и этих грызунов схожи. Между тем некоторые исследователи указывают и на имеющиеся при этом весомые различия. Результаты экспериментов на мышах не всегда подтверждаются в ходе клинических опытов.

Недавно, кстати, жизнь мышей попытались продлить и японские исследователи. Они выяснили, что выработка грелина – одного из гормонов голода – ведет к замедлению процессов старения тела, мозга и сосудов грызунов. Причиной этого является влияние гормона на ген и белок SIRT1.

Источник: Naked Science