Подпишись на новости Times kz!
Айс
USD 335.71 RUB 5.23 EUR 357.36

Роботы помогают студентам медвуза в обучении

Роботы помогают студентам медвуза в обучении
Роботы помогают студентам медвуза в обучении
Роботы помогают студентам медвуза в обучении
Роботы помогают студентам медвуза в обучении
Роботы помогают студентам медвуза в обучении
Роботы помогают студентам медвуза в обучении
Роботы помогают студентам медвуза в обучении
Роботы помогают студентам медвуза в обучении
Роботы помогают студентам медвуза в обучении
Роботы помогают студентам медвуза в обучении
Студенты ЗКГМУ оттачивают врачебное мастерство на роботах-симуляторах

Вот уже 9 лет в Западно-Казахстанском государственном медицинском университете действует центр практических навыков. Здесь будущие врачи учатся проводить операции с помощью роботов-симулянтов. В чем уникальность обучения рассказал руководитель центра практических навыков ЗКГМУ имени М. Оспанова Курмангалиев Кайрат Болатович.


В 2007 году в Казахстане изменились требования к учебному процессу высшего медицинского образования. В частности появилось промежуточное звено между теорией и практикой. Прежде чем браться за лечение пациентов студенты-медики тренируются на роботах-симулянтах.

Электронные пациенты могут имитировать практически любое заболевание. По словам руководителя центра практических навыков ЗКГМУ Кайрата Курмангалиева, инновации сыграли положительную роль в обучении студентов.

«Во-первых, это приобретение клинического опыта без риска для пациента, особенно при отработке инвазивных диагностических и лечебных процедур.

Во-вторых, проведение практических занятий в удобное время независимо от работы клиники и наличия пациентов, отработка действий при редкой патологии или в момент, когда в период обучения пациенты с данными заболеваниями отсутствуют.

В-третьих, возможность неограниченного числа повторов отработки навыка, возможность многократными повторениями довести действие до автоматизма. Наконец, симуляционное обучение позволяет проводить объективную аттестацию и давать оценку достигнутого уровня мастерства».

На практике дело выглядит так: с помощью компьютера студенты насылают всевозможные хвори на электронного «пациента». Он, в свою очередь, сообщает о заболевании разными способами. Его зрачки могут увеличиться, дыхание участиться, измениться пульс, появиться кишечный шум. Студент должен выбрать правильную методику для лечения больного.

Центр ЗКГМУ является одним из крупных центров среди медицинских вузов Казахстана. Общая его площадь составляет 766 кв. м. Он располагается на собственной клинической базе университета. Это удобно.

«Во-первых, симуляционное обучение гармонично дополняет обучение «у постели пациента». Во-вторых, это удобно для преподавателей, которые работают в клинике и не отрываются от работы. Немаловажным является облегченный доступ к медицинской технике, лекарственным средствам и изделиям медицинского назначения, используемым в ходе учебного процесса», - объясняет руководитель центра.

Для учебного процесса организованы симуляционные палаты, установлена система видеонаблюдения, комнаты наружного одностороннего наблюдения, комнаты для проведения брифингов. Созданы элементы вирутальной клиники, где отрабатываются как отдельные этапы практических навыков, так и навыки командной работы для оказания комплексной врачебной помощи. Для этого имеется широкий арсенал учебного оборудования - от простых моделей и тренажеров до высокотехнологичных интерактивных компьютерных манекенов и роботов-симуляторов взрослого пациента и ребенка, тренажеров виртуальной реальности. Проводится непрерывное совершенствование материально-технической базы центра. Только за последние 3 года в укрепление материальной базы центра вложено более 130 млн тенге.

Обучение на роботах позволяет студентам отточить мастерство, выработать алгоритмы действий по специальным методикам с подробным описанием техники выполнения.

За 2014–2015 учебный год на базе центра практических навыков были проведены 1 366 практических занятий на симуляционном оборудовании для обучающихся различных уровней подготовки, в том числе 433 занятия для студентов 3-5 курсов, 925 занятий для интернов, 8 занятий для врачей циклов повышения квалификации.

Дополнительно центр предоставляет образовательные услуги (тренинги, проведение процедуры аттестации, обучающие семинары и другое). В 2015 году обучено 11 сотрудников Водно-спасательная служба ДЧС Актюбинской области. Более 200 врачей прошли аттестацию на присвоение квалификационной категории.

Для обучения практическим навыкам разработаны методические рекомендации, имеются электронные учебные пособия, видеоматериалы, технические средства обучения. В учебном процессе активно используются инновационные методы обучения - симуляционные клинические сценарии оказания медицинской помощи, методика обучения с привлечением стандартизированных пациентов, активные методы обучения.

Важнейшим элементом любого обучения является оценка сформировавшихся навыков и умений. Возможности центра позволяют проводить объективную аттестацию с проведением документирования или видеорегистрации процесса аттестации.

В текущем году во время проведения итоговой аттестации впервые применено сопровождение экзамена видео- и аудио регистрацией и транслированием. Для экзаменаторов была выделена отдельная комната, где находилось 10 мониторов и 10 наушников, посредством которых они могли дистанционно оценивать экзаменующихся, что позволяло исключить субъективное отношение экзаменатора к экзаменуемому.

Высокотехнологичные современные симуляторы:

1) Компьютерный робот-симулятор «ISTAN» фирмы METI, США. Способен имитировать 14 различных медицинских ситуаций, на базе которых можно отработать навыки диагностики заболеваний и принятия клинических решений в плане лечения, выполнения практических приемов неотложной помощи как отдельным врачом, так и медицинской бригадой.

2) Высокотехнологичный робот-симулятор младенца 3-6 месячев METI BabySIM США. Отличительными особенностями симулятора является наличие нормальных и затрудненных для интубации дыхательных путей, имитация заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной, неврологической систем, разнообразные клинические сценарии, имитация травмы, фармакологические реакции, мониторинг жизненных параметров.

3) Виртуальный симулятор лапароскопических операций LAPMentor, Simbionix. Предназначен для отработки практических навыков как начинающими, так и опытными хирургами. Особенности симулятора: демонстрация учебных видеороликов перед упражнением, просмотр видеозаписи выполненного упражнения, настройка уровня сложности упражнения. Учебные модули: базовые навыки, эндоскопический шов, холецистэктомия, гинекология.

4) Компьютерная система симуляции родов NOELLE Gaumard с манекеном новорожденного. В комплект входит функциональная кровать, монитор наблюдения. Современная система виртуальной симуляции родов: беспроводные манекены-имитаторы роженицы и новорожденного. Позволяет отработать навыки родов в головном и тазовом предлежании, при обвитии пуповины, предлежании плаценты, использовании акушерских щипцов, вакуум-экстрактора и т.д. Дополнительно приобретен кювез для имитации выхаживания недоношенных новорожденных.

5) Компьютерный робот-симулятор ребенка 6 лет PediaSIM METI, США в комплекте с монитором наблюдения, функциональной кроватью, стоимостью 21 488 700 тенге. Функциональные характеристики: предназначен для подготовки специалистов любого уровня. Представляет собой физические характеристики ребенка, позволяет выполнить оценку различных клинических признаков (тоны сердца, звуки дыхания, кишечный шум, пульс, экскурсия грудной клетки, проходимость дыхательных путей и т.д.). При сочетании программных функций сердечно-сосудистой, легочной и фармакологических систем, а также реалистических физиологических параметров манекена воссоздается реальный пациент детского возраста.
Нашли ошибку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии

Читайте также

Ученые вылечили рак простаты тестостероном

15:03
Азпп
Наверх